Уже месяц страну лихорадят тарифные протесты. Очередное повышение цены на газ и, как следствие, коммуналки, вызвало массовые акции по всей Украине. Несмотря на объявленный локдаун, люди выходили на улицы и перекрывали дороги с требованиями к Президенту и правительству прекратить, как его уже прозвали, «тарифный геноцид». Каких последствий следует ожидать от сложившейся ситуации и могут ли протесты перерасти в полноценный майдан? Почему Украине не хватает собственного газа, и какой должна быть обоснованная цена на голубое топливо, а также, есть ли выход из этого тарифного коллапса? На эти вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины - From-UA ответил аналитик альтернативного экспертного правительства Валентин Землянский.
Экономика и энергетическая сфера – это вещи, напрямую связанные между собой, а власть просто не видит этой взаимосвязи
Новости Украины – From-UA: - Валентин, приветствуем вас! Кто, по вашему мнению, виноват в том, что у нас сложилась такая ситуация с тарифами? Возможно, не имея специальных знаний, люди чего-то не понимают и зря ругают правительство?
Валентин Землянский: - Ключевой момент, который является первопричиной и на который мало кто обращает внимание, – это общее состояние экономики. Реальная экономика и ситуация в энергетической сфере с ценами и тарифами – это вещи, напрямую связанные между собой. А власть просто не видит этой взаимосвязи. Не работает промышленность – нет базиса. И прямым следствием этого является рост тарифов, потому что сокращается потребление газа, увеличиваются издержки на транспортировку, увеличиваются издержки на хранение. Кроме того, промышленность – это рост реальных доходов населения. Не аграрный сектор, не креативная сфера, на айти-сфера, о которой нам много рассказывают – Они не смогут нарастить свои доходы без роста доходов в реальном секторе экономики, который у нас с вами коллапсирует. Не то что не развивается, он сокращается. Мы это видим по данным прошлого года. И это не проблема коронавируса, это проблема отсутствия рынка сбыта. Так что это только цветочки, а ягодки еще будут впереди.
Новости Украины – From-UA:- На фоне всего происходящего, возможен ли глобальный тарифный майдан, не такие местечковые выступления, а именно конкретные действия?
Валентин Землянский: - Как правило, социология показывает, что нет. К сожалению, масштабные, глобальные майданы по экономическим причинам у нас случаются крайне редко. Нас ждет то, что любят называть кризисом неплатежей. То есть, люди перестанут платить, в следствие будут расти задолженности потребителей и задолженность между игроками рынка. По состоянию на 1 декабря 2020 года долги за коммуналку населения были 66 млрд, причем за ноябрь выросли на 10 млрд. Поэтому вполне возможно, когда станет все уже совсем печально, мы с вами увидим 75 или 80 млрд гривен. Мы благополучно подползем к 3 млрд долларов. А это в целом бьет по системе. Любому предприятию необходимы оборотные средства. К примеру, по операционной деятельности такого гиганта, как «Нафтогаз», это не сильно ударит. А вот состояние коммунальной энергетики или облгазы, которым оборотка необходима, им будет весьма тяжело. Негативное сальдо оператора будет отражаться на европейских партнерах, так как оператор отвечает перед ними за транзит газа.
Этой ситуации бы не было, если бы правительство предприняло простые шаги, которые даже не требуют специального образования
Новости Украины – From-UA: - А что не так с ценой на газ 6,99 гривен? Она обоснована? И существует ли возможность снизить тарифы в два раза, как многие говорят?
Валентин Землянский:- Хороший вопрос. Я думаю, в два раза меньше – невозможно. А то, что 7 грн может быть максимальной ценой – да. Но для этого надо выполнить ряд условий. Во-первых, соблюдать правила игры, а не так как у нас –стукнуло в голову: «а давайте установим фиксированную цену». Посмотрим на эту ситуацию с позиции бизнесмена, а не потребителя. Естественно, что бизнесмен хочет заработать ровно столько, сколько позволяет этот рынок. И социальная составляющая его волнует меньше всего, она должна волновать правительство. Значит, правительство должно прописывать правила. Создавать такую регуляторку, чтобы потом не прибегать к принятию постановлений, нарушающих, по факту, права игроков рынка. Это в чистом виде просчет правительства: не просчитаны последствия открытия рынка, не создан регулятор по ценам и тарифам, не создан запас газа, который можно было зимой продать по более низкой цене, чем мы получили в размере 200 гривен. Это же очень простые решения, они не требуют даже особо специализированного высшего образования. Посмотреть на ситуацию с точки зрения здравого смысла и вообще заботы о своих гражданах. Но этим, к сожалению, никто не занялся. Вот отсюда мы имеем эти абсолютно пустые восемь шагов правительства, о которых господин Шмыгаль нам рассказывал. Должен быть прогноз, должен быть диалог между Кабмином и бизнесом, а так получается монолог: «будете делать так, как я вам сказал, или никак». Вот такая вот картина, к сожалению, безрадостная складывается в ситуации с газом.
Новости Украины – From-UA:- А Украина действительно сама не может добывать достаточное количество газа, чтобы не было таких проблем и космических тарифов?
Валентин Землянский: - Может и добывает. Господин Витренко, когда еще был в «Нафтогазе», обещал нам рост добычи, кажется, на 30%. А сам забыл. Но населению хватало бы и тех 14 млрд, которые делает государственная «Укргаздобыча». Население потребляет 8 млрд кубов, еще порядка 2-2,5 млрд потребляют бюджетники, всякие религиозные организации и еще 4 млрд где-то плюс-минус, в зависимости от погоды, потребляют предприятия Теплокоммунэнерго. То есть ресурсно, в принципе, мы обеспечены украинским газом. Но проблема в том, что «Нафтогаз» не хочет отдавать его на рынок. Он хочет быть монопольным поставщиком, владея украинским ресурсом. А в таких условиях рынок точно не построить. Как говорится, с таким настроением слоника не продадут. Это к тому, о чем мы с вами говорили, можно ли сделать цену ниже, чем 6,99? Можно. Но для этого нужно четко понимать, как балансируется ресурс газа на внутреннем рынке, то есть, где у нас газ внутренней добычи, сколько у нас импорта, будут ли гарантии от правительства. Это уже не экономика, не энергетика, это уже чистая политология. Это проблема доверия к действующей власти.
Все сказки, которые рассказывали Порошенко и Яценюк о том, как богатые заплатят за бедных, на поверку оказались банальным разводняком
Новости Украины – From-UA: - Многие пытаются сравнивать тарифы, которые были при Януковиче,и сейчас, или при Порошенко и сейчас. Корректно ли вообще такое сравнение?
Валентин Землянский:- Нет, это сравнение некорректно по той причине, что в период Порошенко была введена регулируемая цена. Вы помните, экспериментировали: 3600 – если до 200 кубов в месяц, всё, что выше – 7200. Потом Гройсман ввел 6,88. Потом с 2018 года начали считать по формуле, когда отопительный сезон подпрыгнул до 8 500 тысяч. Потом по той же формуле цена действительно упала, потому что она упала на европейской бирже. Если уже сравнивать, то нужно сравнивать цены и доходы. Цены у нас выросли в 10 раз, если считать в гривне, и в три раза, если считать в долларах. А доходы выросли в гривне в 3 раза, а в долларах, по факту, они не выросли вообще. Плюс убрали социальные нормы по потреблению. Если вы потребляли до 2,5 тысячи кубов в год, то платили минимальный тариф 72 копейки. Если у вас было больше, вы платили по импортному паритету. Эти нормы, кстати, были разработаны Всемирным банком. Это не наше ноу-хау. Помогали западные товарищи для того, чтобы уменьшить потребление ресурса. Поэтому все эти сказки, которые рассказывали Порошенко, Яценюк о том, как богатые заплатят за бедных, на поверку оказались банальной манипуляцией, а простым языком – разводняком. А сейчас получается, что все граждане обязаны платить по цене импортного паритета, то есть так, как платили богатые.
Новости Украины – From-UA:- А субсидии от Порошенко – это реальный метод помощи неимущим или же откаты?
Валентин Землянский: - Как же не заработать-то? У нас на любой государственной программе зарабатывает. Нет, безусловно, на момент их введения, это было решение вопроса. Но было оговорено с МВФ, что это будет носить временный характер, и рано или поздно их отменят. И это начало происходить уже при Порошенко. Если в начале этих программ мы имели 7 млн домохозяйств, то к концу каденции Порошенко, если мне память не изменяет, их было 3,4 млн. То есть, практически вдвое сократилось количество домохозяйств, и явно не по причине улучшения материального благосостояния.
Появились формальные возможности отказать в предоставлении субсидии: где-то минималочку подняли, где-то тариф откорректировали. Вы же понимаете, было бы желание. И вот этим методичным сокращением субсидиантов государство практически заложило под Зеленского мину замедленного действия. То, что начал Петр Алексеевич, Зеленский должен был отменить, а он просто бездействовал. Приведу очень хороший пример. Посмотрите на товарища Байдена: еще не прошла его первая неделя на посту президента, а он уже в турборежиме лупит указы, которые кардинальным образом меняют позицию США. В принципе, это то, что ждали от Зеленского. К сожалению, не дождались.