«Красииивооо ты вошла в мою грешную жизнь…», - отрывок из песни напоминают синхронные заявления Кабмина и Минздрава о третьей волне коронавируса. Будем честны с самими собой – да у нас еще первая не закончилась, откуда третья? Что не сезон, так власти держат в хорроре весь народ: вот-вот и введём локдаун. Украинцы уже год живут в панической неопределенности: что делать? Куда бежать? Покупать билеты на отдых или ждать локдаун? Закупить гречку сейчас или потом, когда локдаун? Сколько осталось до закрытия бизнеса, ведь скоро же локдаун? Но это всё детские шалости на фоне заявленного начала вакцинирования. После волны проваленного тестирования в Украину пришла вакцина. От этого возникло еще больше вопросов. Можно было бы всю вину свалить на Минздрав, так как он отвечает за разъяснительную политику, но ведомство реально не успевает. И это видно по тому, как с очередными вспышками ковида больницы и врачи не «вывозят». Почему Украина после года пандемии не готова ни к чему? Объяснить это мы попросили собеседника интернет-издания Новости Украины – From-UA – врача-эпидемиолога, кандидата медицинских наук, основателя Национальной экспертной группы по инфекционному контролю Андрея Александрина.
Новости Украины – From-UA: - Андрей, приветствуем вас! Какая ситуация в Украине с коронавирусом в действительности? Какая в итоге у нас волна: первая, третья или уже энная?
Андрей Александрин: - Несмотря на многочисленные заявления политиков и Минздрава, у нас продолжается ПЕРВАЯ ВОЛНА Ковид-19. В эпидемиологии волнообразное течение или окончание волны считается, когда начинается регистрация единичных случаев. У нас, начиная с весны, шло плавное нарастание до конца ноября 2020 года, после чего началось незначительное снижение, а сейчас мы опять видим нарастание. Но у нас не было 1-3-5 случаев регистрации в сутки, у нас все равно были тысячи. И эти тысячи, хотя их было и мало, это все было прямо пропорционально количеству тестирования.
Наша система здравоохранения ведет себя очень пассивно по выявлению Ковид-19 в отличие от развитых стран, которые в этом плане ведут себя агрессивно: они ищут всех контактных и изолируют. Почему мы за прошлый год не смогли выстроить эффективную систему профилактики Ковид-19? Потому что сколько бы мы ни тестировали в день — тысячу или один миллион, до тех пор, пока мы не начнем работать с контактными лицами, отслеживать и изолировать их, мы не сможем никак повлиять на ход пандемии. Тестировать нужно для того, чтобы выявлять контактных. А контактных мы выявляем только для того, чтобы создавать им условия, чтобы люди самоизолировались и не контактировали с другими людьми. Только таким образом можно повлиять на снижение заболеваемости.
Новости Украины – From-UA: - Как в Украине начал развиваться ход пандемии? Давайте вспомним этот момент.
Андрей Александрин: - Как внутрибольничные вспышки. Как только появился у нас первый официально зарегистрированный случай в инфекционной больнице в Черновцах, буквально за неделю до этого мы увидели голливудский блокбастер в Санжарах, когда людей в автобусах привозили с фейерверками, с камнями, с кучей полиции и Нацгвардии. Все там бегали в костюмах биологической безопасности, в качественных респираторах, но потом, как только подтвердили первый случай Ковид-19 в Черновцах, мы увидели сразу реальную ситуацию в лечебных учреждениях – там не было ничего. И к большому сожалению, за прошлый год мы так и не смогли реализовать программу инфекционного контроля в социально значимых объектах. А инфекционный контроль — это не контролировать и наказывать, это система, которая направлена на управление инфекциями. А в любой стране социально значимые объекты — это лечебные учреждения, это детские садики и школы. Детское население в большей мере переносит Ковид-19 в легкой или бессимптомной степени, но они великолепно обмениваются штаммами, заражают друг друга, а потом, приходя домой, инфицируют своих родителей, бабушек и дедушек. Это еще раз доказывает то, что, к сожалению, в нашей стране никто не думает о системных мероприятиях инфекционной безопасности.
Нужно вкладывать серьезные деньги в здоровье наших детей: создавать в садиках и школах нормальные вентиляционные системы, чтобы температура была не выше, чем 21 градус, чтобы влажность воздуха была не менее 40-60%. И чтобы группы в садиках и классы в школах были не переполнены, чтобы дети не сидели на головах друг у друга. Вот это серьезная задача, которая требует государственного вмешательства.
Мы огромное количество времени уделяем тому, чтобы смотреть и перенимать опыт, как это делается в Канаде, США, Великобритании, Германии, Японии, Австралии, Сингапуре. Есть страны, где просто говорят или обещают, как у нас, и никто не несет ответственность, а есть страны, как только они узнают, что есть доказательный метод, они моментально это начинают внедрять, и это приносит большой успех. Мы должны понимать, что любые профилактические мероприятия существенно экономят бюджет, в десятки раз, нежели лечение. В Украине все заинтересованы, чтобы эта пандемия становилась дороже, чтобы исчисления в пандемию были все больше и больше, чтобы людей больных было все больше и больше, чтобы средств с госбюджета выделяли все больше и больше. И это на самом деле не только на Ковид-19. То же самое у нас происходит с тем, как мы боремся в ВИЧ-инфекцией, с туберкулезом. Точно такая же ситуация из года в год с гриппом и ОРЗ. Но самое главное, что в нашей стране есть необъявленная агрессивная эпидемия внутрибольничных инфекций. Это зависит от того, что Украина очень сильно, на десятки лет, отстала от развитого мира, где вопросы инфекционной безопасности ставятся на первое место.
Новости Украины – From-UA: - И какая ситуация нас ожидает?
Андрей Александрин: - Нас будет лихорадить все дальше и дальше. Мы стали заложниками извращенной инфекционной кампании со стороны государственных чиновников. Хочу напомнить, что самую большую ответственность в нашей стране несет главный санитарный врач, который по функциональным обязанностям отвечает за направление общественного здоровья, а вакцинопрофилактика, инфекционный контроль, борьба с эпидемиями. Все решения должны приниматься взвешенно и исключительно только на доказательных методах, а не на запугивании.
Новости Украины – From-UA: - Вы сказали про первую волну. Но премьер Шмыгаль заявил об официальной уже третьей волне. Как он это определил?
Андрей Александрин: - Наверно, Шмыгаль имеет многолетний опыт, международные сертификаты по эпидемиологии и инфекционному контролю. Наверно, нашему премьер-министру виднее.
Новости Украины – From-UA: - Последует ли у нас очередной локдаун?
Андрей Александрин: - Я считаю, что наша государственная система полностью импотентна в борьбе с Ковид-19, и у неё просто не будет другого выхода. Но хочу обратить внимание, что вообще у нас такое понятие, как карантинные мероприятия или локдаун, не работает. Это не локдаун. Мы еще в феврале 2020 года поехали в Германию, Бельгию и Нидерланды для того, чтобы посмотреть, а как же страны готовятся к пандемии Ковид-19, и мы были удивлены, насколько это было все системно организовано. Так вот я сейчас понимаю, что действует только адаптивный карантин. Он предполагает, что четко отслеживается уровень заболеваемости и госпитализации в каждом регионе, и, если регион превышает определенные показатели, он самостоятельно и сознательно уходит в желтую зону, в красную зону или остается в зеленой зоне. Здесь я как раз хочу вступиться за Минздрав, потому что он не может регулировать поведение регионов, за это отвечают Национальная полиция и Госпортребслужба Украины, которые показывают еще раз полную свою импотентность.
Новости Украины – From-UA: - Переживет ли Украина очередной локдаун?
Андрей Александрин: - Мы не в 1918 году, у нас не испанка, у нас действительно есть хоть плохая, хоть убитая, но система здравоохранения. И дай бог медицинским специалистами, которые показывают неплохой уровень оказания медицинской помощи, просто у них в большинстве просто нет условий, чтобы оказывать населению качественные современные услуги. В первую очередь, страдают и умирают люди из группы риска, особенно наше пожилое население, особенно те, у кого нет родственников, кто не может обеспечить себя какой-то провизией.
Новости Украины – From-UA: - Насколько можно доверять вакцинам и тестам?
Андрей Александрин: - Единственным критерием для Украины является то, что если та или иная вакцина имеет разрешение от ВОЗ, а в данном случае ВОЗ дала разрешение на экстренное использование вакцины CoviShield и AstraZeneca, то в качестве её безопасности сомневаться не стоит. Но государство обязано на себя взять ответственность за организацию самого вакцинального процесса. В Украине нет лабораторий и возможностей для того, чтобы проверить вакцину на предмет безопасности или эффективности, а ВОЗ стоит в этом доверять, потому что там очень строго проверяют, придираются ко всему и никогда в жизни не дадут разрешение, если кто-то будет сомневаться, что она может причинить вред населению земного шара.
По поводу организации самого вакцинального процесса очень много претензий, потому что изначально нужно создать условия в стране, как это работает во всем мире, чтобы можно было делать вакцинацию в полевых условиях. Это не значит, что в грязи и грязными руками, это значит, чтобы ни в коем случае не вакцинировали в лечебных учреждениях, потому что на сегодняшний день инфицироваться ковид или другими заболеваниями больше всего реально как раз в лечебных учреждениях, а не на улице. Поэтому мы и видим из СМИ, как в Штатах, например, вакцинируют людей в автомобилях через окошко, когда в Великобритании на каких-то больших объектах выставляют палатки. Или как просто мобильные бригады приезжают на рабочие места и делают сотрудникам вакцинацию. К тому же у нас очень слабая разъяснительная стратегия со стороны Минздрава, именно поэтому у населения появилось большое количество страхов, недоверия, и все это будет выливаться к низкому охвату вакцинопрофилактики.
Новости Украины – From-UA: - Дает ли вакцина гарантию от заражения, к примеру, британским штаммом?
Андрей Александрин: - Для того, чтобы мы понимали, какие штаммы функционируют на территории Украины, нам нужно проводить секвенирование. У нас, к сожалению, отсутствует данное оборудование в государственных лабораториях. За систему эпиднадзора отвечает Центр общественного здоровья МОЗ Украины, но как раз туда в 2018 году не был закуплен современный секвенатор, чтобы Украина имела возможность делать такого рода исследования. Я считаю, что на территории Украины уже давно циркулируют все штаммы. Когда у нас будет общая картинка и мы будем видеть, какие штаммы циркулируют, конечно, после этого и нужно принимать управленческое решение, какую вакцину нам следует покупать.
Новости Украины – From-UA: - Насколько можно доверять тестам? Как понять без теста, болен ты ковидом или другой ОРВИ?
Андрей Александрин: - Согласно протоколу лечения, который утвержден в Минздраве, то диагноз Ковид-19 можно выставлять на основании клинической симптоматики. Когда человек заболевает ковидом, тут уже надо смотреть за картиной крови, за сгущенностью крови, потому что возникает очень много рисков, например, инсультов, инфарктов, других сердечно-сосудистых заболеваний или связанных с дыхательной системой. Поэтому все эти показатели нужно контролировать, а, соответственно, надо постоянно ездить и сдавать анализы. Когда ты сам сталкиваешься с этой бедой, к сожалению, ты понимаешь, что если ты сам себе не поможешь, если у тебя нет ресурсов на помощь самому себе или знакомых медиков, которые могут тебе действительно помочь, вот я даже боюсь представить, что на себе переживает большая часть населения Украины.
Новости Украины – From-UA: - Тесты для выезда за границу, вакцинация — это уже навсегда? Или это только на период пандемии?
Андрей Александрин: - На самом деле это уже много лет обсуждается. Если бы мне дали возможность принимать решение на вакцинальном уровне, конечно, я бы пошел вразрез с многочисленным мнением так называемых антивакцинаторов. Здесь надо уже принимать непопулярное решение. Но опять же, если мы хотим в ЕС, попасть в развитый мир, то мы должны понимать, что вакцинопрофилактика уже давно доказала свою эффективность, и нам на сегодняшний день уже не стоит спорить, нужна ли вакцинопрофилактика или не нужна, эффективна или неэффективна. Зайдите на сайт ВОЗ и посмотрите уровень инфекционной заболеваемости в начале 20 века и в начале 21 века, и вы увидите, что в начале 20 века большинство смертных случаев во всем мире было как раз от инфекций. А в начале 21 века – это все-таки сердечно-сосудистые заболевания и онкология. Это говорит о том, что именно благодаря вакцинопрофилактике мы значительно снизили уровень инфекционной патологии, а людям свойственно очень быстро забывать и придумывать себе какие-то мифы.