Сегодня стало известно, что 27 августа 2014 года президент Петр Порошенко подписал указ о запрещении экспорта в Россию товаров военного назначения и двойного использования, за исключением космической техники. Стало так же известно, что это просто тайное стало явным: этот запрет-де действует в Украине уже несколько месяцев. И инициатором его стал Совет нацбезопасности и обороны Украины, который таил решение под грифом «секретно».
Этот указ – не новость для нынешнего украинского нормотворчества, касающегося экономики, но окрашенного в чисто политические цвета. А именно – русофобские по звучанию, но глубоко… антиукраинские по сути своей. И по воздействию на украинскую экономику, наносимый вред которой является вредом и для всего Украинского государства. И, разумеется, для ее народа.
И я вот о чем. Указанный акт президента является лишь публичным продолжением (или предтечей, если учесть, что он якобы работал раньше) закона о санкциях Украины против России, принятого 14 августа этого года. Закон этот, как мы помним, предусматривает введение всевозможных ограничений в торгово-экономических отношениях с Россией. СНБО Украины предоставляется право: блокировать активы, ограничивать торговые операции, полностью или частично прекращать транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, предотвращать вывод капиталов, приостанавливать выполнение экономических и финансовых обязательств, аннулировать лицензии, ограничивать или прекращать предоставления услуг почтовой связи.
СНБО также может ограничивать или прекращать деятельности средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, запрещать или ограничивать вход морских судов в территориальные воды или порты Украины и воздушных судов в воздушное пространство Украины, прекращать действия торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах, в частности, в сфере безопасности и обороны.
Мощно, да? Практически предпосылки экономического разгрома «вероятного противника» – России, которая, согласно официальным идеологемам, ведет против Украины «неприкрытую агрессию». Это даже не призыв, а реальное начало торгово-экономической войны против России, проявление патриотизма в высшей степени.
На самом же деле это шаг Украины к собственному экономическому суициду, только прикрытому по недомыслию разговорами о якобы неизбежной «смерти врага». А если проще, то это просто попытка помочиться против ветра, а потом удивляться неприятному запаху на собственной одежде…
Экономическая война с Россий невыгодна Украине во всех отношениях. С политической точки зрения эти все акты вроде бы оправданы. Запад, союзником которого Украина тщится быть любой ценой, принял санкции против России в отместку за ее политику против Украины. Разработчики и закона, и указа во весь голос кричали: раз Запад такое принял ради нас, то и мы не можем принимать санкции ниже по уровню, чем западные.
Все вроде бы правильно. Но политика – это дело не только возможного, но и нужного стране и ее народу. А возможные потери в экономике, которые повлекут за собой ухудшение жизни людей, дискредитируют и украинскую политику, и украинских политиков. Народ ведь может и не понять высоколобых патриотических схем суперпатриотов и послать их в пеший эротический тур уже на ближайших парламентских выборах.
Санкции, в частности, предусматривают и возможность перекрытия транзита российского газа в Европу по Украине. И вот здесь политические «уши» торчат особо ярко: все это делается в угоду главному спонсору и вдохновителю нынешних Украинских властей – США. Именно они добиваются любой ценой прекращения транзита газа из России в Европу и замены его сланцевым газом из Америки. Или, если не американским, то добытым американскими же компаниями в зачищенном Донбассе. Премьер Арсений Яценюк, которого на занятие кресла благословил именно Вашингтон, даже грозился уйти в отставку, если ему не позволят приватизировать (в пользу США?) 49% украинской ГТС, которая до этого была «священной неприкосновенной коровой» госимущества Украины.
На возможный срыв транзита работает и требование Украины к европейским компаниям покупать российский газ на украинско-российской границе, а не на западной границе Украины. Если транзит сорвется по-любому или хотя бы с ним возникнут перебои и Европа начнет мерзнуть, то Америке будет по-любому же хорошо. А Украине? Это вопрос вопросов…
Впрочем, отвечают на этот вопрос экономические потери от санкций. Уже сегодня вторжение политики и политиканства в торгово-экономическую сферу принесло сокращение объема торговли между двумя странами на 25%. И то ли еще будет!
Общие потери от санкций уже прогнозируют в размере 7 млрд. долларов. А потери от прекращения транзита – в 2 млрд. Тех же долларов. Итого – 9 млрд. «зелени» только на ограничениях.
На самом же деле прекращение торговли с Россией теми украинскими товарами, которые ей нужны, повлечет за собой процессы российского импортозамещения. В первую очередь, всего, что производится в Украине. В России и деньги, и желание, и воля президента Владимира Путина на это есть. Если Россия заместит и начнет производить все, что раньше шло к ней с Украины, то это и будет крупным и окончательным гвоздем в гроб украинской экономики. Она навсегда потеряет рынки сбыта в России. А ведь закон экономики прост: мало произвести товар – надо его еще куда-нибудь продать и, как минимум, отбить вложения. Или, как максимум, получить прибыль.
А о том, как перебои с транзитом могут помочь России построить Южный поток» в обход Украины и окончательно лишить ее транзитных возможностей без всякой войны, и говорить не приходится. Тут все на поверхности, как говорится, зрячий да увидит…
Итог любых санкций, значит, может быть простой и прямо противоположный задумкам: Украина хочет санкциями наказать Россию, а накажет себя. А Россия, которая перейдет на производство всего ей необходимого самостоятельно, только станет от этого сильнее. Это, кстати, касается и санкций Запада против той же России: хочет ослабить, а добивается обратного…
Второй гвоздь в гроб украинской экономики может тоже «нарисоваться» из санкций. И заключается он в том, что Украина может потерять реноме предсказуемого, договороспособного и способного выполнять договора партнера. А значит, потеряет она и инвестиционную привлекательность. В Украину, которая сегодня остро нуждается в деньгах (и желательно не только в кредитах, но и в инвестициях), деньги не пойдут. И не только инвестиции, но и кредиты. Если упадет платежеспособность страны, то какие кредиторы будут давать в долг нищей стране? Правильно, только те, которые будут спекулировать в Украине и требовать взамен политических изменений или же собственность за бесценок.
А ведь в Украине, напоминает Иннокентий Адясов из РИА «Новости», с марта месяца обсуждаются еще и идеи «наказать» Россию национализацией ее активов в Украине. Автор напоминает список предприятий, которые станут «наказанием»:
1. Торговый комплекс «Океан Плаза» в Киеве (совладелец Аркадий Ротенберг)
2. Запорожский алюминиевый комбинат (совладелец «АвтоВАЗ»)
3. Николаевский глиноземный завод (совладелец «РусАл»)
4. Объекты «ЕвразХолдинга»: ГОК «Сухая балка», ДМК им. Петровского, Коксохимический завод им. Калинина, Днепродзержинский и Баглейский коксохимические заводы, Южный ГОК в Кривом Роге.
5. Лисичанский нефтеперерабатывающий завод («ТНК БП»)
6. Операторы мобильной связи МТС и «Киевстар» (АФК «Система»)
7. Объекты Внешторгбанка в активах ИСД («Индустриальный союз Донбасса»): Запорожский меткомбинат, Днепродзержинский ДМК им. Дзержинского, Алчевский меткомбинат, Алчевский коксохим, Трубный завод им. Ленина
8. Банковские активы Сбербанка и Внешторгбанка
9. Объекты группы Александра Бабакова: отель «Премьер-палас», «Ореанда», Облэнерго — Одесса, Сумы, Луганск.
При этом автор совершенно справедливо замечает, что начнется и региональный беспредел в национализации: местные «князьки» и близкие к ним олигархи захотят наказать и поживиться на своем уровне. Например, вытесняя конкурентов.
И начнется процесс, контролировать или остановить который будет очень трудно. А ударит он по деловому реноме Украины. Посягая на частную собственность конкурентов или «врагов» по политическими мотивам и без решения судов, вводя немотивированные санкции и запреты, нарушая торговые договора, срывая запланированные сделки, касающиеся всей Европы (а то и мира), фактически шантажируя своих деловых партнеров, Украина выйдет за рамки «войны с Россией». Фактически – посягнет на основы всего мирового хозяйства и международной торговли, на принципы мирового хозяйствования и торговых отношений. А вот силенок, чтобы воевать со всем миром, как мне кажется, у Украины нет и в помине. Их, силенок, похоже, только на глупости всякие и хватает…