Накануне выборов в Верховную Раду Украины и незадолго до выборов в органы самоуправления в самопровозглашенных ЛНР и ДНР резко участились обстрелы с применением крупнокалиберной артиллерии и баллистических ракет. И, чем ближе к дате выборов, тем интенсивность стрельбы возрастает. Идет накопление сил ВСУ на Донбассе. Про «перемирие» уже никто не вспоминает и не заявляет о его нарушении.
Растет и калибр, который используется в своеобразных предвыборных дебатах. Удары, нанесенные по Донецку тактическим ракетным комплексом «Точка-У» 20 октября и ранее по другим целям на Донбассе, использование фосфорных бомб, когда-нибудь обязательно будут расследованы, как преступление против человечности. Но судить нужно будет не только тех, кто нажал на кнопку «Пуск», и даже не тех, кто отдавал приказ на запуск. А тех, кто стоит над всем этим. Но их лица и вывески их организаций, и даже названия стран старательно ретушируются и скрываются от взглядов мировой общественности. Действительно, ведь, например, не судят же собаку, которая во дворе загрызла ребёнка. Её просто усыпляют. Судят её хозяина, который по невнимательности или по злому умыслу допустил беду. Впрочем, сейчас делается все возможное, чтобы убедить общественное мнение в том, что взрыв, подобный ядерному взрыву имени Гелетея, за неделю до выборов в Украине, был то ли следствием неаккуратного обращения со взрывчаткой на заводе химреактивов в Донецке, то ли стал результатом деятельности каких-то анти-донбасских партизан. Но не результатом попадания баллистической ракеты. А всех, кто не согласен с одним их этих мнений, сразу зачисляют в ряды «сепаратистов» и «врагов украинской нации».
На фоне не затухающего «перемирия» в пылу предвыборной кампании даже подписывается «Закон про особливий порядок місцевого самоврядування Донецької і Луганської областей». Текст закона авторства П.Порошенко был, как известно, изменен. Но этот закон и до изменений не устраивал многих в Верховной Раде и почти никого на Донбассе. А после внесенных «по-тихому» изменений воспринимается на Востоке Украины как издевательство – в соответствии с новой редакцией, те «отдельные районы Донецкой и Луганской областей», на территории которых будет введен «особенный порядок местного самоуправления», определяются даже не Верховной Радой, а «решением руководителя Антитеррористического центра при СБУ». Да и срок его действия – 3 года – по-разному трактуется в Киеве и на Донбассе, хоть никто всерьез не воспринимает способности этого Закона к такому долгожительству. В Киеве считают, что через 3 года никаких «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» не останется и ВСУ установят контроль над всей территорией Донбасса.
Судя по развитию событий, ликвидацией «отдельных районов» планируют заняться сразу же после выборов. А политическое и информационное пространство Украины ожидает окончательной зачистке. В заявлениях некоторых участников предвыборных «перегонів», можно было услышать призывы к мирному решению проблемы Донбасса исключительно мирным путем. Но спектр политических сил крайне узок, практически монохромен. И, в основном, это даже не оттенки серого, а переливы коричневого. Реальная оппозиция вряд ли сможет попасть в парламент. Да и ряды настоящей оппозиции существенно поредели. Коммунисты не имеют возможности вещать на широкую телеаудиторию, а подконтрольные новым-старым олигархам СМИ могут писать любые цифры политических пристрастий украинского электората. Бывшая Партия Регионов значительной своей частью мигрировала в «Сильную Украину» г-на Тягипко. Некогда «Сильная Украина» именовалась «Трудовой Украиной». Но слово «труд» теперь, вероятно, ассоциируется с «тоталитарным режимом» и исключено из политического обращения в Украине, как и само «право на труд».
Неделя между выборами, организованными киевской властью и выборами, которые должны пройти на Донбассе, возможно, будет самая «горячая» и кровавая с начала нынешней гражданской войны. Можно предположить, что новая коалиция в Раде будет сформирована, не дожидаясь окончательного подсчета голосов (впрочем, состав ее могла бы сообщить уже сегодня г-жа Нуланд). Киев попытается не допустить проведения выборов в ЛНР и ДНР, чтобы не усиливать легитимацию не признанных республик. А это означает новый виток гражданской войны. Украинские СМИ уже традиционно готовят общественное мнение к одобрению нового этапа войны, заявляя о «готовящемся нападении России». Это не первое «нападение» России, которое увидели украинские эксперты и политики разных калибров. И будет не последним, если так и не удастся выполнить одну из важнейших задач конфликта – втягивания России в крупномасштабную войну.
Но многие сценарии, которые пишутся для Украины далеко за ее пределами, в последнее время дают сбой. И нет, к счастью, ничего неизбежного. Еще есть время предупредить возможный массированный удар по городам Донецкой области, который приведет к новым значительным жертвам как среди мирного населения, так и среди тех украинских солдат, которых под разными предлогами рекрутировали в ВСУ на фронт гражданской войны.