Мне сложно утверждать, получится ли у нашего правительства разработать проект реформ и заставить иностранных инвесторов выделить Украине $15 млрд финансовой помощи. Для успешного привлечения иностранных средств существует ряд важных факторов.
По общепризнанным международным правилам, иностранных инвесторов интересует чистота финансовых операций: сколько ввели средств, как ими распоряжаются, отсутствие дополнительных расходов, связанных со взятками, с транзакциями, с различными претензиями для осуществления операций. При этом уровень демократизации власти играет второстепенную роль. Например, в Китае политическая система коммунистическая и тоталитарная, однако инвестиции «рекой» текут в эту страну, поскольку власти дают гарантии, эффективно и прозрачно занимаются освоением средств. К сожалению, в нашей стране этого пока что не наблюдается.
Для привлечения иностранной финпомощи также важны общеэкономические условия: возврат к росту экономики, стабильность финансовой системы и банковского сектора, который обслуживает предприятия. В Украине все это сейчас разрушается. Нынешнее правительство пока не справляется с решением этих проблем – сегодняшних инициатив Кабмина недостаточно для возрождения роста экономики. Ключевые представители экономического блока правительства не высказывают новых идей. По-видимому, они заняты чем-то другим.
Анонсированная потенциальная финансовая помощь со стороны ЕС – это дополнительный капитал, в котором действительно нуждается украинская экономика. Независимо от того, каким будет этот капитал – частным или государственным, - эти средства будут контролировать все внутренние операции. Это будут не льготные и практически неконтролируемые кредиты МВФ, а эффективные проекты, причем, не предусматривающие прямого участия наших чиновников.
В целом, я думаю, что ЕС созывает донорскую конференцию, скорее, по политическим мотивам. Дело в том, что сегодня частные финансовые рынки не дают Украине кредитов. Наши облигации на рынке евробондов разместить нельзя – их никто не будет покупать. Поэтому идет поддержка со стороны определенных частных компаний, которые «застрахованы» правящими элитами государств ЕС.
На Западе все чаще говорят, что развал украинской экономики выгоден самим олигархам, поскольку из-за банкротства и девальвации гривны существенно падает стоимость предприятий. Это порождает новое перераспределение собственности между донецкой финансово-политической группой и другими олигархами. Поэтому на Западе относятся с очень большой осторожностью к предоставлению финпомощи и слабо верят в эффективность реформ нынешней власти.