В последнее время на Западе все чаще говорят о возможности замораживания конфликта на Донбассе. Однако это маловероятно. Путин не рассматривает замораживание конфликта своей основной целью пребывания на востоке. Донбасс для Кремля – это плацдарм для наступления и рычаги влияния на остальную часть Украины. Поэтому Россия не заинтересована в долгосрочной «заморозке» конфликта в его нынешнем виде, как в случае с Приднестровьем или Абхазией.
Тем более, ситуация с Украиной имеет совершенно другие масштабы. Население Приднестровья составляет несколько сотен тысяч человек, Абхазии и Южной Осетии – около десяти тысяч. Население же Донбасса – это несколько миллионов, поэтому России будет намного труднее его удержать.
В краткосрочной перспективе замораживание конфликта на Донбассе маловероятно по двум причинам. Во-первых, в ходе предыдущего перемирия мы видели, что как только прекращаются полномасштабные боевые действия, на оккупированных территориях сразу же начинается рост социального напряжения. Города и поселки накрывает волна голодных бунтов и социальных акций протеста. Местная администрация в составе различных квазиправительств не может удовлетворить элементарные потребности людей. Именно рост количества протестов заставил Россию посреди зимы снова пойти на эскалацию конфликта. Ведь рост социального недовольства моментально разрушает миф о Новороссии, «русском мире» и всего, что с этим связано. И во-вторых, война на Донбассе выгодна сепаратистским группировкам и другим заинтересованным лицам, которые очень неплохо на ней зарабатывают.
В целом, Европа и США с удовольствием бы пошли на заморозку этого конфликта, чтобы не позволить России продвинуться дальше. Однако проблема в том, что этот конфликт заморозить не получится. Он либо будет хронической «язвой» для Украины, либо будет каким-то образом решен, с большей или меньшей выгодной для той или иной стороны. Но классического замораживания конфликта, как в других постсоветских странах, на Донбассе не произойдет.
В ближайшее время Кремль будет пытаться возобновить боевые действия, перейти в наступление и реализовать свои задачи по захвату новых территорий. В то же время, Москва попытается максимально выгодно для себя оставить Донбасс в составе Украины и при этом сохранить полное содержание региона за счет украинского бюджета. Одновременно Россия будет требовать сохранения в регионе своего военного контингента в статусе миротворцев при максимальном контроле за местной властью.