Президент Порошенко подписал Закон касательно упрощения условий ведения бизнеса в части дерегуляции, который был принят Верховной Радой 12 февраля текущего года.
Этот закон можно было бы не принимать, поскольку он содержит чисто технические изменения, которые никак не отразятся на ведении бизнеса. Этот закон является простой формальностью, которой Украина отчиталась перед ЕС, что она что-то делает. В Украине уже пять лет не существует проблемы с регистрацией бизнеса, это вообще надуманная проблема. С 2012 года регистрация компаний у нас абсолютно идентична с европейским законодательством.
В то же время, у нас есть более серьезные проблемы, которые государство не никак не хочет решать. Например, существует проблема с закрытием компаний, здесь ничего не делается. И самая большая проблема – противоречие не в самих законах, а в законодательных актах. Главные проблемы у нашего бизнесмена возникают тогда, когда ему надо получить какую-то справку (даже не лицензию) или какой-либо другой бюрократический документ. И здесь возникает проблема: чтобы получить одну злосчастную справку, – выписку из КЗоТа (кодекса законов о труде - ред.) или из реестра, - ему обязательно приходится давать взятку. Поэтому я не думаю, что после принятия этого закона, люди ринутся регистрировать свой бизнес.
Также этот закон никак не решает проблему рейдерских захватов и не гарантирует сохранение собственности. Он в основном касается формальностей по поводу регистрации. Да, там убрали некоторые противоречия, связанные с подачей документов, со взаимодействием Пенсионного фонда и Налоговой инспекции. Но к рейдерству это отношения не имеет. Рейдерство – это немного другое, это закон о собственности. То есть, регистрация – это одно, а собственность – совсем другое.
Не поможет закон о дерегуляции и привлечь в страну иностранных инвесторов. Зарубежные инвесторы такую чепуху вообще не читают и не обращают на нее внимания. Все иностранные инвесторы, которые хотели, еще в 2012 году могли прийти и зарегистрироваться абсолютно спокойно без каких-либо проблем по чисто европейским стандартам.
Существуют т.н. «директивы ЕС», где четко расписана система защиты прав собственности. В Украине самое большое противоречие с этими директивами в том, что у нас нет систематизированной системы регулирования бизнеса, поэтому у нас очень много подзаконных актов. В Европе как раз все наоборот: у них есть закон и есть четкий перечень того, что нельзя, а все остальное можно. У нас же все наоборот: есть закон, в котором написано, что можно, а все остальное – нельзя. В результате у нас огромное количество подзаконных актов, которые противоречат друг другу.