Сбор депутатских подписей за отставку Арсена Авакова – результат противостояния между Администрацией Президента (АП) и Кабинетом Министров. Дело в том, что глава МВД обеспечивает ключевую функцию правительства Яценюка и Кабмина. Сегодняшняя конкуренция президента и парламента проецируется на будущие выборы в местные советы и последующие выборы центральной власти Украины. Она обостряет отношения между двумя политическими лагерями, которые вчера были партнерами, а сегодня выступают уже практически конкурентами. Кроме того, обе стороны списывают неудачи в проведении реформ в Украине, а также провал в восстановлении территориальной целостности друг на друга, и им нужны жертвы – вот их и пытаются принести.
Также скандальный сбор подписей за отставку Авакова необходим, чтобы постоянно переключать внимание общества на внутренние конфликты. Они должны отвлекать их от проблем, связанных с ухудшением уровня жизни в стране, с понижением жизнеспособности украинских граждан, падением уровня свобод, доступа, прежде всего к экономическим свободам и самореализации. Рынок потребления сузился колоссальным образом. Дело не только в том, что мы потеряли цену гривны по отношению к доллару, но и существенно, почти до минимальных возможностей, снизили покупательную способность граждан, что и является мерой ответственности правительства.
Арсен Аваков в этой ситуации выглядит не хуже других представителей власти. Он как раз активно работает, он вполне открытый. В социальной сети Фейсбук у него огромное количество подписчиков, он постоянно общается с обществом. Он проявляет весьма высокую активность как человек, который формирует мнение в политике, и это тоже тревожит Банковую, тем более, что у него в подчинении находится Национальная гвардия страны.
Насколько я понял, сегодня вопрос стоит не только о зачистке добровольческих вооруженных отрядов в стране, парамилитарных объединений граждан, особенно тех, которые вышли с Майдана с активной политической позицией. Реформа Национальной гвардии в будущем должна привести к тому, что единое командование во главе с Генеральным штабом обеспечит центральное подчинение Главнокомандующему всех вооруженных сил в стране. Это, в свою очередь, обеспечит максимальную контролированность процессов, проецируемых на возможные будущие волнения уже с участием военных людей, когда Майдан будет очень быстротечным и будет похож, скорее, на военный переворот, чем на очередную революцию. Именно поэтому, сегодня в отношении Арсена Авакова «пробуют зубы».
В то же время, я думаю, что отправить Авакова в отставку практически невозможно, если только за это не будут голосовать дружно партия Порошенко, Оппозиционный блок и другие группы, которые находятся под контролем АП. В общем-то, речь идет о расколе коалиции, и в ближайшее время мы, наверное, услышим также о том, что кресло не прочно и под самим премьер-министром Арсением Яценюком. Пока что Аваков является ключевой фигурой, это сегодня практически фигура №2 в «Народном фронте» по компетенции и возможности влияния на политику.
Что касается отставки Сергея Чеботаря, то она вполне оправданна – он себя дискредитировал, он привлек к себе слишком много внимания. Думаю, что это как раз та «жертва», которую сегодня Арсен Аваков спокойно принесет для того, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень доверия к себе со стороны той части общества, которая еще верит в способность министра внутренних дел в проведение объявленных реформ.
Кстати, в ближайшее время глава МВД собирается презентовать пять законопроектов по реформе милиции. Это пока единственные реформаторские законопроекты, которые предлагаются правительством как таковым. И в этом тоже есть проблема для «верхов» – Аваков пытается всячески показать свою некую приоритетность, способность проводить реформы даже в условиях войны, экономической разрухи, в условиях отсутствия единой стратегии власти по управлению страной.
Если же говорить об отставке Чеботаря в контексте люстрации власти, то люстрация не то что провалилась, она и не начиналась. Это имитация люстрации, и даже те энтузиасты, которые возглавили эти процессы с Майдана, уже стали политическими чиновниками, вполне зависимыми от общекоррупционной составляющей в государстве. Даже вчерашние журналисты, которые стояли на революционной передовой, обличая предыдущую власть, сегодня превратились в обычных политиков, которые стоят на служении у своих вышестоящих политических руководителей. Поэтому и люстрации, и реформ, как и всего остального, нет.
Люстрация – это был всего лишь некий мотивационный толчок для проведения реформ в стране. Попытка привлечения таким образом новых людей, избавления общества от экономических схем «откатов», от экономической и политической коррупции, прежде всего в парламенте. Главной целью люстрации должно было стать исключение воровства огромных бюджетных денег больших парламентских групп, которые с этой целью и приходят в Раду, оплачивая большую ренту за то, чтобы находиться под «куполом» и принимать решения в интересах своих корпораций.