Предложение Папы Римского установить единую фиксированную дату Пасхи в разное время высказывали многие религиозные деятели. В принципе, тот факт, что православные и католики не могут вместе причащаться – это скандал, как сказал когда-то Иоанн Павел II, и это предательство заповеди Христа «все должны быть одним целым». И тот факт, что из-за каких-то второстепенных вещей христиане не могут причащаться телом и кровью Христовой – это, конечно же, неправильно и против заповедей Спасителя. Поэтому все шаги, направленные на сближение православных и католиков, очень позитивные дела. Это во-первых.
Во-вторых, если православные, католики, протестанты и различные другие христианские течения будут праздновать Пасху в один день, это будет мощная манифестация христианского единства. Для этого в разные времена предлагались разные модели. Например, в 1998 году в сирийском городе Алеппо в ходе Богословского совета была предложена такая модель: в каждый високосный год 29 февраля изымается из календаря богослужений, и тогда приблизительно к 2025 году можно было бы достичь единого празднования Пасхи. Сейчас это оттягивается на более дальний срок, но это остается одной из возможных моделей. Я это все говорю к тому, что в этом деле нет ничего невозможного.
Сейчас православно-католический диалог находится не в самом лучшем состоянии, причем это продолжается уже в течение двадцати лет. Тогда это была т. н. проблема иньятизма и т. н. католического прозелитизма, который на самом деле таковым не был. Сегодня разногласия обостряются в связи с позицией Московского патриарха, который пытается придать войне на востоке Украины религиозную окраску. Поэтому я думаю, что вести диалог будет непросто, но, в принципе, если бы этот вопрос был поставлен на повестку дня в православно-католическом диалоге (а такой диалог ведется уже полстолетия, начиная с 1965 года: сначала он был диалогом любви, а теперь - идеологистов), могло бы быть общее решение.
Это очень сложно, потому что идет пересмотр тех проблем, которые являются камнем преткновения на пути православно-католического единства. В частности, речь идет о серьезных догматических вопросах, например, про филиокве, про Папский примат и т. д. И этот диалог длится уже 50 лет, и если в него был бы внесен вопрос календаря – я думаю, что в этом нет ничего невозможного.