Перспективы валютных курсов, судьбы гривни и будущего украинской экономики беспокоят не только власти и экспертное сообщество – этим сегодня озабочены практически все. Достаточно вспомнить, сколько шуму наделала публикация SMS-переписки двух народных депутатов, всерьёз ожидающих объявление дефолта Украины 17 июля и предрекавших курс 45-60 гривен за доллар. Насколько близки к реалиям столь апокалиптические прогнозы и к чему стоит готовиться украинцам?
Вне всякого сомнения, все зависит от наших переговоров по долгу и ситуации на Донбассе. К этому – по итогам событий последних дней – можно добавить и перспективы разрешения мукачевского кризиса, поставившего под сомнение способность государства осуществлять властные функции и поддерживать порядок не только в зоне боевых действий, но и в глубоком тылу, под боком Евросоюза. По большому счёту, ЧП локального уровня поставило под угрозу не только приближение безвизового режима, но и возможность дальнейшего кредитования национальной экономики.
Но вернемся к кредитно-переговорной эпопее. Если переговоры завершатся удачно, то возможно и поднятие социальных стандартов – естественно, не до предкризисного Status quo, но хотя бы до минимальных приличий. Ведь нынешнюю ситуацию, при которой прожиточный минимум не обеспечивается средними зарплатами и уж точно не минимальными пенсиями, нормальной назвать никак нельзя. Понятно, что при дефолте нас ждут замороженные (а по факту – ещё более урезанные) социальные выплаты и девальвация гривны. Очевидно, что в результате дефолта могут пострадать вкладчики банков, а владельцев кредитов разорившихся банков могут заставить рассчитаться досрочно. K декабрю возможно и поднятие социальных стандартов – на 140 грн зарплаты и на 80 грн пенсии. Понятно, что при дефолте нас ждут замороженные социальные выплаты и девальвация гривны. Надеюсь вероятность последнего не более 10%. Нетрудно прогнозировать, что в сентябре, когда Украине предстоят пиковые выплаты по валютным долгам и крупные платежи по импорту, вероятность падения курса гривны до 30/$1 слишком высока. И к этому должно быть готово не только экспертное сообщество, но и все остальные украинцы. Стоит также понимать, что зарплату могут поднять к декабрю на 10% , но есть большая вероятность, что инфляция будет выше. Безусловно нас ждет серьезный рост цен на энергоносители. Нас ожидает в этом году падение ВВП на 9% и снижение реальной зарплаты минимум на 20%.
По большому счёту, всё сейчас зависит от красноречия группы украинских переговорщиков во главе с Министром финансов Натальей Яресько. Если её доводы будут услышаны ведущими кредиторами, шанс на реанимацию украинской экономики есть. Если же нет, то Украине предстоит стать жертвой трагедии, формат которой варьируется в диапазоне от «греческого» до «сирийского».