Намерение ввести обязательную регистрацию номеров абонентов мобильной связи – уже не первая попытка сделать копию с российского КГБ-шного контроля за населением. Если бы у нас было введено военное положение, то ввести такую процедуру было бы вполне логично и обязательно, потому что мобильная связь и мобильный интернет – это часть трафика, в том числе и для сепаратистов, для диверсантов и всех остальных. Но поскольку у нас нет военного положения, то вполне логично было бы оставаться в русле гражданского законодательства.
Во всех цивилизованных странах сим-карта является таким же товаром, как и картошка или пиво, то есть ее можно покупать, и для этого паспорт не нужен. Постановление Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации еще не обнародовалось, но теоретически это выглядит как-то нелогично, хотя бы с точки зрения прав человека в мирное и военное время. Военное положение предусматривает частичное ограничение прав человека, соответственно, при военном положении такой контроль вполне логичен.
С другой стороны, мы все не «маленькие дети», в детский садик не ходим и понимаем, почему на Донбассе проходит АТО, а не вводится военное положение. Нам не нужно объяснять, что такое война и как эта связь используется в таких условиях. Например, недавно в Киеве было зафиксировано 14 псевдоминирований и все они были осуществлены при помощи мобильного звонка. Как затем установила СБУ, 13 из этих звонков были сделаны из оккупационной зоны, то есть злоумышленники использовали украинские карточки. Само собой разумеется, что при таких провокациях контроль был бы полностью логичным. Все же, нужно дождаться обнародования текста постановления и посмотреть, как необходимость введения этой нормы поясняет Кабмин.
Формально мы знаем, что прослушивание абонента может осуществляться только по решению суда. Но не формально мы видели, как, например, во времена Майдана использовалось огромное количество спецсредств, в том числе и тех, которых нет в Украине, и которые были завезены из России. Это уже общеизвестные факты, они уже проходили по линии Кабмина Азарова, - вся эта аппаратура и агенты сидели в специальных машинах СБУ, и слушали кого попало. Конечно, тогда никакого решения суда не было. В Украине всегда так было – жесткие нормы закона всегда компенсировались необязательностью его исполнения.