В последнее время дело о расстрелах на Майдане обрастает множеством противоречивых заявлений. Генпрокурор Виктор Шокин заявил об отсутствии российского следа в расстрелах на Майдане, а прокурор Владислав Куценко заявил, что приказ о применении оружия против активистов Евромайдана отдавал лично Виктор Янукович. В то же время экс-глава СБУ Валентин Наливайченко сообщил, что у Администрации Президента и ГПУ есть доказательства участия российских спецслужб в убийстве «Небесной сотни» .
Некорректные заявления на эту тему пока звучат только от Наливайченко. По линии Генпрокуратуры просто было сделано два разных заявления, с которыми возникла путаница. Одно заявление генпрокурора Шокина касалось контекста, связанного с заявлениями Наливайченко. Всего же было сделано три таких заявления: Наливайченко не предоставил таких материалов; предоставленные экс-главой СБУ материалы не доказывают участие в убийствах помощника Путина Владислава Суркова; Наливайченко не смог ничего доказать, и у следствия нет доказательств участия в произошедшем российской стороны.
Со стороны других представителей ГПУ речь шла о зафиксированном ими визите в Киев Суркова и группы российских спецслужб вечером 20 февраля - уже после расстрела Небесной сотни. Этот визит, очевидно, напрямую связан либо с отъездом Януковича из Украины, либо с какими-то иными договоренностями, то есть с каким-то хитро-мудрым планом России. Давайте не будем забывать, что Янукович в Киеве, может быть, России и не был нужен: Кремль хотел осуществлять экстенсивную политику по Украине – у Путина «зачесались руки» на предмет создания «Новороссии». А воевать против страны и захватывать территории, когда в Киеве сидит друг, как-то не очень корректно, - лучше это делать, когда сидит «хунта». Просто Янукович убегал слишком быстро. Он должен был задержаться в Харькове и стать там президентом в экзиле (изгнании. - Прим. ред.), но он побежал дальше, поэтому все и сорвалось. Так что приезд Суркова в Киев 20 февраля был связан не с расстрелом Небесной сотни, а с дальнейшей судьбой Януковича.
Материалы расследования, о которых говорит ГПУ, не доказывают, что Сурков напрямую руководил снайперами на Майдане. Для того, чтобы руководить расстрелами, помощнику Путина совсем не обязательно было персонально находиться в отеле «Козацкий». Там сидела большая группа ФСБэшников, многие об этом знали, об этом открыто говорили и на Майдане. Я спрашивал у протестующих: «А чего же вы их не выкурите оттуда?». Они отвечали: «А на каком основании? Они там находятся как граждане России». То есть для того, чтобы управлять расстрелами на Майдане, Суркову совершенно не обязательно было прилетать в Киев. Вполне может быть, что он и мог руководить этим расстрелом, но предоставить доказательства этого очень сложно.
Зная, какой баламут Валентин Наливайченко, что у него «язык без костей», я не удивлюсь, что он мог «нарисовать» какие-то красивые истории и сделать столь громкие заявления. Кстати, что-то подобное он в свое время сделал по катастрофе малайзийского «Боинга». Тогда СБУ провела поистине титаническую работу, проследив всю цепочку разговоров террористов, связанных с транспортировкой «Бука», и это выглядело очень серьезным для всего мира. Однако на следующий день Наливайченко дал на пресс-конференцию и сделал абсолютно маразматическое заявление: боевики на Донбассе якобы перепутали два разных города Первомайска, они привезли «Бук» не в тот город, должны были его везти на запад, а повезли на восток, они должны были сбить российский аэробус, а сбили малайзийский Боинг. Это похоже на помутнение рассудка после большой дозы алкоголя в подвальных помещениях отеля «Хайят», где размещены его сауны. И это не первое заявление Наливайченко, которое свидетельствует о его личной неадекватности.
Неадекватность экс-главы СБУ также ярко проявилась в прошлом году, когда на юге Украины задержали российскую диверсантку Марию Коледу. Тогда все заявили, что она координатор и руководитель каких-то спецслужб РФ на юге Украины. А я посмотрел на это лицо, о котором рассказали все наши соцсети, и выяснил, что поймали какую-то «свиноматку», которая не смогла стать девушкой Джеймса Бонда, так хочет стать хотя бы подругой майора Пронина. Поймали сепаратистку, которая приехала в Украину на «сафари», а из нее сделали лидера и руководителя всех спецслужб РФ в нашей стране.
Так вот, буквально на следующий день после поимки Коледы, мне позвонил мой знакомый, с которым я уже давно не общался и который на тот момент был заместителем главы СБУ, и попросил меня о встрече. Я приехал в СБУ. С разрешения Наливайченко он показал мне кое-какие вещи, которые являются государственной тайной. Но параллельно с этим он показал мне еще кое-что, подтверждающее серьезность данной структуры. Он мне рассказывает про Коледу и доказывает, что она действительно координатор ФСБ по Украине. Из всего этого следует, что у Наливайченко настолько сильное желание покрасоваться, что его волновали даже мои фейсбучные заявления, которые просмотрели от силы всего пара тысяч человек. Он постоянно выискивал повод, чтобы всем объяснить, какой он серьезный, красивый и хороший. Что из этого следует? Валентин Наливайченко – актер, который любит покрасоваться перед публикой. Он делает заявления, которые воспринимаются, которые делают много шума, но подтверждений им может и не быть.
Найти какие-то доказательства причастности российских спецслужб к расстрелам на Майдане можно. И не исключено, что они действительно причастны, но у Наливайченко, скорее всего, этих доказательств нет. Ему делать заявления ничто не мешает, а Генпрокуратура должна все это доказать.
Что касается заявлений Виктора Шокина, то, очевидно, они связаны с выборами: их задача – немного прояснить ситуацию и погасить лишнюю шумиху. Но они не противоречивы. Генпрокурор говорит, что мы не знаем – может, Сурков был причастен к убийствам, а может, и нет. У нас нет доказательств, а Наливайченко доказательств не предоставил. Он «вылез» перед выборами, как «черт из табакерки». Сейчас Игорь Коломойский «вытягивает» всех, кого только можно. Он уже засветил и «спалил» как свою агентуру всех, кого только можно, – и «УКРОП», и «Самопомич». Для дела о расстрелах на Майдане он достал Наливайченко. Не исключено, что Наливайченко, как и Ляшко, уже давно переключился на сотрудничество с Коломойским. Экс-глава СБУ сейчас явно работает не в режиме месседжей Фирташа-Левочкина.