И там, и там правоохранители убили гражданина. И опять – в Николаевской области. И опять можно говорить о том, что правоохранительные органы существуют для того, чтобы охранять граждан, а не убивать их. И возмущаться из-за безнаказанности силовиков.
Но именно здесь начинается самое главное отличие времени Януковича и нашей эпохи. И реакции власти на то, что произошло.
Для Януковича, для Захарченко и всей их гоп-компании главное было – защитить даже не честь мундира – не знали они ни о какой чести. Главное было – защитить “своих”.
Любой криминализированный режим опирается прежде всего на силовые структуры. И те, кто там находится, должны быть уверены в том, что власть их не сдаст – чтобы они не натворили. И в такой ситуации действительно пьянеешь от безнаказанности. А потом поднимаешь руку на собственный народ – как это и было на Майдане.
Но еще до Майдана жители Врадиевки были возмущены безнаказанностью тех, кто совершил убийство. А власть старалась сделать все возможное, чтобы их не услышать.
Сегодня ситуация прямо противоположная. На трагедию в Кривом Озере отреагировали министр внутренних дел и генеральный прокурор страны. В Николаевскую область выехала глава Национальной полиции. Руководитель полиции Николаевской области смещен.
Возможные виновники убийства задержаны. Расследование начато немедленно. А теперь просто сравните с Врадиевкой. И поймете, что из полицейского государства мы начинаем перемещаться в государство для граждан.
Что касается реакции людей, то она вполне естественна. За эти годы недоверие к власти так укоренилось, что понадобится еще немало времени и усилий, чтобы это недоверие преодолеть. Чтобы доказать – граждане способны повлиять на государство и власть, и государство – им не враг. Более того, они сами и есть государство.
Этого не добиться даже десятком аттестаций и переаттестаций – хотя понятно, что компетентный подбор кадров необходим. Но ситуации, подобные тем, которые происходили во Врадиевке или Кривом Озере, регулярно происходят в самых что ни на есть цивилизованных странах, с самой что ни на есть отобранной полицией. Ну просто потому, что в полиции пока что работают люди, а не роботы. Хотя когда начнут работать роботы – будет еще сложнее.
Доверие устанавливается именно тогда, когда люди видят, что государство на их стороне. Что оно не собирается попирать справедливость. Что не будет защищать “честь мундира”. Что с преступника в погонах – больший спрос, чем с преступника без погон просто потому, что ему доверена безопасность соотечественников.
И реакция власти на события в Кривом Озере –один из первых шагов к установлению такого доверия.