Уже давно должен был бы произойти социальный взрыв, поскольку показатели недовольства властью зашкаливают, это если отталкиваться от социологии. Кроме того, высок показатель людей, готовых к радикальным действиям. Но в обществе существует страх третьего Майдана и его последствий, потому что этих последствий страна может не пережить. Ну и кроме того, есть социальное недоверие к политикам, и собственно говоря, это удерживает их от стимуляции очередного Майдана. А это ключевое условие. Да, возможны и высоко вероятны локальные выступления и социальные бунты, но если они политически не субъектны, такой бунт обречен на неудачу.
Поэтому возникает вопрос, что, по сути, оппозиционная ниша пуста. Оппозиционный блок в силу известных причин раздваивается между бизнес- и политическими интересами, и все-таки бизнес у депутатов, представляющих эту политическую силу, берет верх. Особенно мы это видели по голосованию за Конституционный суд. И в этих условиях перспектива того, что волна социальных выступлений сметет власть, является достаточно эфемерной.
Власти больше угрожает внутривидовая борьба. Вот как раз её результат окажется кому-то на руку, и социальное недовольство будет сопутствующим фактором, который может быть использован, допустим, против президента или премьера. Точно так же, как произошло с Майданом, когда массовые протестные выступления украинцев были использованы в своих интересах олигархами, которые увидели в семье угрозу и попытались это использовать по полной программе.
К тому же во власти сейчас возможны любые союзы. Как говорят в народе, «гуртом і батька бити легше». Вчерашнее заявление Яценюка о необходимости срочных конституционных изменений и перераспределении власти в пользу премьера — не говорит ли это об образовании нового политического альянса Яценюк — Гройсман? А там, гляди, и примкнувшие к ним Аваков и Турчинов. И это уже достаточно весомая сила в противостоянии с президентом.
А что касается конкретно социального недовольства, к примеру, повышением тарифов, то люди уже адаптировались, и болевой порог пройден. Как раз специфика украинцев в том, что очень часто все возникает из абсолютно нематериальных тем — обман, несправедливость, жестокость власти. Именно это может явиться куда более эффективным детонатором таких выступлений.
Накопившееся недовольство — это как гремучая смесь, взрывчатое вещество, а вот что выступит детонатором — больше шансов, что им может стать такая цепочка событий, как от Врадиевки до Майдана. Все это происходило на фоне относительной экономической стабилизации, достаточно неплохого уровня средней зарплаты и пенсии по Украине, о которой сейчас пенсионеры могут только мечтать. То есть не материальное стало толчком, это, возможно, и сейчас сыграет.
Но больше шансов, что риск радикальных изменений будет связан не с социальными выступлениями, а с внутривидовой борьбой власти под аплодисменты общества «сожрите друг друга».