У СБУ праздник. Они повязали какого-то деятеля из "Укрзализныци" с польским паспортом и грузинской фамилией. Идеальное чувство момента у контрразведчиков. А еще он был из команды бывшего главы УЗ Войцеха Бальчуна, что делает его просто таки идеальным арестантом. Требовал он взятку или нет, не так уж и важно. Если требовал, будучи человеком Бальчуна и пребывая под прицелом, то он просто идиот. Если не требовал, то СБУ молодцы.
Речь не об этом. А о резонансе. Сразу после задержания сего господина, целый хор украинских деятелей разразился радостным воплем. Суть которого заключалась в том, что это конец иностранцев во власти в Украине. Ура, кричали они, бросая в воздух чепчики, наконец-то мы покончим с варягами.
Наконец-то мы вернемся к родной украинской корпоративной культуре и отечественной школе менеджмента, математики и экономики. И не важно, винницкая ли это школа экономики, черновицкая ли школа права или одесская школа математики. Главное что своя. Родная. Понятная. Это кричали деятели, которые 25 лет вели Украину по пути экономических побед.
Люди, которые словом и делом, не щадя живота своего, 25 лет воровали и разворовывали украинские предприятия и бюджет. Праздник пришел на улицу прилипал и решал. Людей, которые ненавидели Айвараса и Яресько с первого дня. Людей, которые молились на то, чтобы у Бальчуна не получилось. Они подобны украинским футбольным тренерам, которые всегда выступают против привлечения иностранцев, но не могут найти работу нигде западнее Кишинева: им же харчеваться негде будет.
Они напоминают школьников, детей внезапно разбогатевших мещан, у которых уволили преподавателя хороших манер, и они с радостью теперь вытирают руки о занавеску. Или туземцев, которые сорвались и съели миссионера, приехавшего к ним и проповедовавшего всемирную любовь и греховность каннибализма.
Все, теперь почти все можно. Теперь никто не будет предлагать иностранцев в Наблюдательные советы государственных банков и настаивать на назначении главой госкомпании кого-то чужого, никто не будет раздражать публику разговорами о высоких зарплатах для депутатов или государственного менеджмента, а в аудит НАБУ можно будет наконец назначить трех авторитетных украинских юристов. "Центрэнерго наш" - вот их лозунг. И никаких иностранцев. Они ведь чужие. Они ведь не понимают нашей ментальности.
Что происходит потом, когда наш родной комсомольский менталитет меняет иностранца, легко проследить на министерстве экономики. Которое при Айварасе было лидером реформ. А сейчас… А сейчас все спокойно. И так везде, куда добирается рука "своего человека". Они очень быстро готовы исправить все, что было сделано. И постоянно пытаются это сделать.
Они креативны. Не обязательно умны, но у них есть народная смекалка. И они упорны. Их лишили потоков с откатов с НДС, и они делают теперь все, чтобы завалить единый реестр. Они стараются. Используя полезных идиотов, кричащих о проблемах с накладными, и призывая снова вернуться к ручному управлению. К славному человеческому фактору. Ведь человечек-то там будет свой. Украинский.
И это только начало их радости. Больше всего они ждут другого. Они ждут момента, когда, наконец, снова можно будет послать МВФ. Когда можно будет даже не пить чай с Липтоном. Они уже радуются, что время свободы приходит. Время освобождения от такого назойливого внимания. И сейчас им кружит голову цена на сталь, которая достигла 600 долларов (а было в этом году 430), а также прекрасные мировые рынки, где легко привлекает деньги Таджикистан. И скоро привлечет Украина.
Еще немного и они смогут скинуть с себя оковы рекомендаций МВФ. Очень скоро им никто не будет напоминать о земельной реформе и о реформе судов, о Службе финансовых расследований и об арбитраже между ценами на газ для населения и промышленности.
На самом деле они рано радуются. Рынки не всегда будут такими лояльными для развивающихся стран. А цены на сталь могут как расти, так и падать. И никакое СБУ с прокуратурой не заставит их расти. И это сейчас инвесторы рады покупать украинский долг, закрывая глаза на отсутствие прогресса с МВФ. Но на носу будет 2019-й год. Большой объем погашений. И перспектива победы в Украине последователей экономической модели Чавеса-Мадуро.
И тогда не будет спроса на внешних рынках. Тогда все вспомнят и об украинской коррупции. И о проблемах с МВФ. И о политическом риске. Инвесторы тоже любят праздновать. Но при этом предпочитают держаться недалеко от выхода. И пройдет еще полгода, и все ведущие банки напишут, что до выборов осталось шесть месяцев, прогресса с МВФ нет, а к власти в стране может прийти известная популистка. И рынки тут же закроются, даже если общее настроение останется таким же, как и сейчас.
Все побегут совсем в другом направлении, люди с деньгами будут вежливо улыбаться и говорить "да, но потом". И закончится праздник на улице украинских властей. Похмелье наступает очень быстро. И оно тем сильнее, чем больше вы праздновали накануне.