И, несмотря на то, что работы ведутся, возникает куча вопросов, в частности, связанных с конфликтом «Нефтегаза» с «Киевэнерго» и другими аналогичными компаниями по поводу задолженности. Также возникают проблемы, связанные со взаимоотношениями потребитель-поставщик, где тоже есть место задолженностям, и сейчас как раз хороший момент, во время подключения, решить проблему погашения долгов. В том числе и поэтому сейчас ведутся все эти игры-разборки, что затягивает процесс подключения отопления.
Плюс с технической точки зрения уже второй год в Киеве происходит некачественная подготовка к отопительному сезону. На экспертном уровне говорят, что ремонтная кампания выполнена чуть больше, чем на 50%, но официальной цифры мы так и не видели до сих пор. Думаю, что прямо сейчас доделывают то, что должны были еще сделать летом, так как при подключении что-то оказывается в аварийном состоянии. Обычно так и бывает: в момент подключения обнаруживается, что объект не готов и его надо ремонтировать.
Это ужасно, потому что уже холодно, причем холод пришел рано. Уже по-хорошему недели две, как должно было быть подано тепло, исходя из погодных и климатических условий. И думаю, что подключать еще будут неделю-две, так что, к сожалению, нас еще будут морозить.
Также ходят разговоры о том, что цена газа для населения может возрасти. Это да, может быть всякое, потому что на нас сильно давит МВФ. Но, с другой стороны, уже начался отопительный сезон, тогда о каком повышении цены на газ может иди речь? Реформы реформами, но людей же нельзя морозить зимой, нужно уже пройти этот отопительный сезон. Сейчас повысить на 20% цену на газ, ну, в домах это выльется на лишних 100 грн. В многоквартирных домах это не критично, а вот люди, которые топят газом — а это, извините, все село — будут тратить тысячи гривен, чтобы отопить дома по 200-300 кв. м. Поэтому это повышение цен на газ будет катастрофическим для селян. В отопительный сезон так никто не делает, да и неужели нельзя было этот вопрос летом решить?!
Теперь что касается электроэнергии. У нас в этом году проблемы с запасом угля очевидные. На момент начала отопительного сезона было оглашено 1,5 млн тонн, это очень мало. Даже в 90-е годы считалось, что 2 млн тонн — это тот минимум, который надо иметь на складах ТЭС на начало отопительного сезона. В хорошие времена, в нулевые годы, когда был экономический подъем, накапливали где-то по 3-4 млн тонн — вот это уже хороший запас, который позволяет уверенно смотреть на зиму.
Хотя министр энергетики выступал и сказал, что все под контролем, составлен график поставок угля, и все будет хорошо. В принципе, если уголь будет с колес поступать, то где-то так и будет, но в газе запас однозначно нужен для того, чтобы, когда наступают морозы, автоматически поднимают газ с хранилищ. В принципе, электроэнергетика может работать и с колес, а запас нужен больше для ситуации, если есть перебои. Если будет выдерживаться нормальный график поставок, то этого запаса хватит. Но не дай бог что-то случится — перебой или аномальные погодные условия, когда резко повысится потребление электроэнергии, а соответственно, и потребность в угле, там могут быть проблемы.
А вот с запасами газа НАК «Нефтегаз» хорошо поработал НАК, так как мы на сегодня имеем 16,5 млрд кубометров газа. В 90-е годы и вообще в последнее время мы входили в зиму и с меньшими запасами, но хватало, потому что и зимы были теплые. А этот год предвидят достаточно серьезные морозы, но и запасов на 1млрд больше. Этот вопрос тоже можно решать дополнительными закупками. Так как Европе к зиме готова, и у нее есть газ, у нас будет возможность закупить у них.