Постановление Кабмина отложить повышение цены на газ до лета продлено с точки зрения спецобязательств, которые возложены на НАК «Нафтогаз» и облгазы. Только возлагая спецобязательства, можно говорить о том, что Кабмин влияет на цены: тогда они устанавливаются не рынком, не исходя из рыночной конъюнктуры, а исходя из видения Кабинета министров. Потому что сама цена, которая действует на сегодняшний день и которая была установлена 187 постановлением, она должна была быть изменена еще в октябре прошлого года. И по сути это 187 постановление действует только в части специальных обязательств, а в части ценообразования она заблокирована, если можно так назвать это процесс. По сути дела, Кабмин по собственному хотенью чисто административным путем удерживает цену.
Что будет происходить дальше – мы будем посмотреть. В принципе привязка к МВФ является здесь ключевой, потому что вообще внутреннее тарифообразование было прописано в меморандуме с МВФ, который соответственно, требует от нас выполнить обязательства. Это очень важный момент для понимания, потому что многие говорят о требовании МВФ повысить тарифы, но ничего подобного – МВФ требует от Украины выполнить взятые на себя обязательства.
Поэтому речь сейчас идет о том, чтобы дождаться продолжения истории с МВФ: если отношения будут разорваны, то Кабмин действительно будет иметь возможность откорректировать цену в сторону снижения, и такие планы есть. Если, скажем, удастся как-то продлить взаимоотношения и договориться с МВФ, тогда у Кабмина есть планы повысить до 8-10% цену на газ на начало следующего отопительного сезона. Но это позиция украинской стороны.
А позиция МВФ – это импортный паритет, соответственно, цена должна быть по разным оценкам, а по самым оптимистическим, от 9500 до 12000 гривен за тысячу кубометров. Вот в таком разбеге, но это по сути будет соответствовать импортному паритету по всем тем обязательствам, которые взяла на себя Украина при подписании Ассоциации с ЕС и Меморандума с МВФ. Надо запастись терпением и подождать. Тут прогнозы абсолютно невозможные, потому что до конца не понимаем, как будут развиваться взаимоотношения Киева с МВФ.
Насчет этого сотрудничества всегда мнения разнятся, кто-то говорит, что это необходимо, что это является маяком, но если мы говорим о кредитах, то уж и не настолько это важно, потому что страна и так живет, и думаю, что и дальше будет. И, конечно же, нужно учитывать, что накануне избирательной кампании для действующей власти повышение тарифов – это самоубийство. У них и так проблемы с рейтингами, а если еще они примут решение о повышении тарифов, то это очень сильно подорвет их электоральные перспективы.
Поэтому думаю, что правительство будет всеми силами стараться либо минимизировать повышение, либо вообще пойти по пути уменьшения, исходя из конфликта Гройсмана и Коболева. Скорее всего, премьер-министр приложит все силы для того, чтобы исключить «Нафтогаз» из цепочки поставок и таким образом уменьшить цену поставок газа для населения с последующего отопительного сезона. Но это все на уровне «если бы», то есть очень условно.
Нужно отметить, что у нас в этом отопительном сезоне выросла задолженность по проплатам, росли размеры субсидий, естественно, что это ненормальная ситуация, когда у нас фактически 70% домохозяйств на субсидиях. Нужно приводить систему в порядок, менять схему и логику ценообразования, менять принципы подхода к этому, не считать потребление газа населению и теплокомунэнерго вместе, а считать отдельно. Тогда картина изменится, тогда появятся аргументы для того, чтобы газ поставлять населению, исходя из расчетов газа собственной добычи, и такие формулы смешанный цены, а не жесткая привязка к импорту, в принципе допускаются даже в либеральной модели экономики. Поэтому было бы желание – все теперь зависит от политической воли.