С 2 апреля и до конца мая в Украине будет проходить весенний призыв на срочную военную службу. Об этом заявил начальник Главного управления персонала – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины Артур Артеменко.
В этой связи нужно сказать о том, что вот как раз на срочную службу молодые люди идут неохотно, потому что призыв есть призыв – это НЕ добровольно. Могу сказать, что так было и раньше, да и сейчас это так, что для молодежи, особенно из провинции и регионов, срочная служба — это неплохая возможность для какого-то жизненного старта. Именно таким образом парни и реализуются: отслужил срочную службу, подписал контакт и пошел учиться на офицера.
Необходимо понимать, что для армии призыв важен, потому что он формирует корпус резервистов после демобилизации. Сами солдаты срочной службы участия в боевых операциях не принимают и задействованы в них быть не могут, но в случае большой мобилизации они могут быть призваны. И самое важное для армии, что срочники являются значительным кадровым ресурсом для привлечения солдат на контрактную службу.
То есть через полгода после того, как срочник прослужит в армии, у него есть возможность заключить контракт и уже получать полноценную солдатскую зарплату и получить те права и возможности, которые имеет солдат-контрактник, и даже потом пойти учиться на офицера. Так как не каждый молодой человек, не зная ничего об армии, решит выбрать для себя такой путь, то срочная служба — это как раз возможность узнать, нравится ли тебе такое, может ли это быть тебе интересно, и если да, то тогда реализовать эту возможность.
Но есть и проблемы. Сейчас финансовая мотивация очень слабенькая в сравнении с инфляцией и ценами на рынке труда в гражданских отраслях. Если в этом плане развить тему срочной службы, то армия сейчас не такая, как была до войны, и тем более в советский период. Сейчас нет такого явления, как дедовщина, еще каких-то вещей, которые пугали раньше и солдат, и их родственников. Все это стало легче, проще и даже в чем-то интереснее.
Но в целом, конечно, проблемных вопросов сейчас много, и, к сожалению, в том, что касается денежного обеспечения, мы стали сильно отставать, потому что если перевести зарплату ключевого офицера в доллары, то она получится где-то около 400 долларов на уровне командира роты. Но, учитывая, что эта служба напрямую в нынешних условиях связана с риском для жизни, что она является едва ли не круглосуточной, то мотивация в денежном эквиваленте малая. Но, видимо, наше правительство почему-то не считает необходимым пересматривать этот вопрос — зарплаты установили в конце 2015 года, сейчас уже 2018 в самом разгаре, а денежное обеспечение увеличилось незначительно.
Поэтому если говорить о том, что люди идут в армию для того, чтобы заработать денег, - ну, может быть, кто-то, но, честно говоря, для меня это было бы несколько странно. Все-таки здесь, может, это прозвучит и наивно, ключевыми являются все те же, с одной стороны, патриотические мотивы, с другой стороны, желание себя испытать, для молодых людей тяга к приключениям. Все те же мотивации, которые армия и раньше использовала для того, чтобы привлекать в свои ряды.