Порошенко рассказал, на что тратятся «деньги Януковича». Часть конфискованных средств расходуется на строительство дорог, реформы образования, медицинской отрасли, проект развития сельской медицины, строительство жилья для контрактников в армии.
В данном случае президент Порошенко в таком положении, что он может озвучить любую сумму, а также рассказать о том, куда она расходуется, но при этом никто не сможет проверить достоверность его заявлений. Он старается говорить такими словами, которые хороши для молодого коррупционера при первом допросе следователя. То есть он старается что-то сказать, но при этом не сказать ничего, – вот это очень важно. Точно такая же позиция у него по отношению к тому, когда население спрашивает, почему он стал долларовым миллиардером в нищей Украине, он отвечает, что «я миллионы и миллионы гривен (чувствуете разницу — доллары и гривны?) трачу на помощь украинской армии». При этом куда он тратит и что он делает, он сказать не может, все это тайна. То есть он пытается так рассказать нам, куда делись «деньги Януковича», чтобы нельзя было проверить никому и никогда. Чтобы даже когда через год он потеряет власть и такой же вопрос ему зададут профессиональные финансовые следователи, он ответил примерно так: «я все сказал своим избирателям, гражданам Украины, поэтому ничего нового сказать не могу». Это первое.
Второе. Это одна из грязных тайн сегодняшней власти, что большинство высокопоставленных чиновников, коррупционеров или политиков режима Януковича, они бежали из страны или оставались в стране благодаря финансовой компенсации, то есть везде была оплата их безопасности. Они могли бы выехать из страны и заплатили за это. Они могли остаться в стране и даже стать народными депутатами — они за это тоже платили, и отсюда их самоуверенность. Поэтому когда мы говорим о «деньгах Януковича», речь идет о большой группе людей, которые заработали миллиарды долларов во время правления Януковича. «Деньги Януковича» — это как золото Полуботка, это такая метафора, которая означает, что тот клан, который потерял власть, должен заплатить новому клану, который захватил власть. Но при этом решается вопрос, что останется в качестве их новой собственности, а что пойдет в бюджет.
Поэтому когда президент говорит о «деньгах Януковича», предполагается, что это не только его деньги, но и высокопоставленных чиновников из пятой московской колонны, из промосковских политиков, депутатов, которые спокойно себя чувствуют здесь в Украине, потому что они заплатили за свою безопасность новой власти.
И тогда включается такая вещь, как многообразный бюджет. Если проследить за тем, в какие статьи бюджета идут эти средства, то это безопасность, медицина, образование, и непонятно, почему эти деньги не идут на железные дороги или про космос. Скорее всего, это отмазка для того, чтобы его больше об этом не спрашивали. И скажу больше, его и спрашивать больше не будут – Администрация президента сделает все, чтобы эта тема больше не всплывала. В этом же заинтересованы и те, кто оплачивал свою безопасность и сохранение своего бизнеса как представители режима Януковича.
А с самим делом Януковича все гораздо хуже: в него вошла большая политика, и Москва это чувствует. И тут идет двойная игра. Если вы заметили, сторона защиты гораздо сильнее в юридическом и политическом праве, чем сторона предъявления иска. То есть скрываются противоречивые ответы между разными политиками, которые сейчас при власти. Например, Турчинов говорит, что «мы не могли отдавать приказ о сопротивлении в Крыму, потому что нам надо, чтобы прошли безопасные выборы за президента Порошенко». Несмотря на то, что Украине было очень тяжело и это был коварный и внезапный удар бывшего друга — России, где-то есть определенный расчет, что Кремль позволит провести выборы в пользу Порошенко и признает эти выборы неожиданно для Донбасса. Донбасс был в шоке, когда вдруг президент Путин сказал, что «да, это была хунта, а теперь это не хунта, это полномочный президент».
А в ответ Порошенко издал указ, которым назначил Турчинова главной СНБО, и тот до сих пор распоряжается военными поставками. И это все всплыло на так называемом суде о Януковиче, то есть говорили уже не столько о Януковиче, сколько уже сегодняшняя власть выясняет отношения друг с другом: Порошенко с Яценюком, Яценюк с Турчиновым, бывший министр обороны с нынешним. Так бывает. Так что теперь этот процесс становится орудием как Москвы, так и Киева, так и внутрикиевских разборок, а сама историческая вина Януковича отходит на третий план.