Даниил Богатырев. НАБУ и САП: сферы влияния разделены. Что дальше?
03.08.2018 11:25

Даниил Богатырев. НАБУ и САП: сферы влияния разделены. Что дальше?

На прошлой неделе мы стали свидетелями вынесения Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров выговора главе САП Назару Холодницкому. Это событие ознаменовало собой завершение «нарезки» сфер влияния в украинской антикоррупционной системе.

Президент и его администрация, путём вовлечения Артёма Сытника в историю с прослушкойХолодницкого, а затем – назначения Павла Жебривского аудитором и прохода в общественный совет представителя националистической организации, которую СМИ связывают с СБУ, поставили под свой контроль НАБУ. Арсен Аваков, в свою очередь, воспользовался шатким положением Холодницкого перед заседанием КДКП и предложил ему покровительство в обмен на закрытие нескольких резонансных уголовных дел против приближённых министра. Глава САП принял предложение, после чего его ведомство перешло под негласный контроль главы МВД.

Вышеописанное давно стало достоянием общественности и не говорит об этом только ленивый. Но кое-что остаётся вне внимания журналистов: конечная цель постановки антикоррупционных структур под полный контроль действующей власти.

Роль НАБУ и САП в президентской кампании

Контроль над НАБУ и САП изначально рассматривался в Администрации президента как возможность обезопасить главу государства от нежелательных коррупционных скандалов и расследований во время избирательной кампании. После его получения, у политтехнологов президента появился новый план – использовать НАБУ против конкурентов.

ВАваковеПётр Порошенко не видит соперника на предстоящих президентских выборах. Именно поэтому, решение «отдать» САП министру внутренних дел было сравнительно несложным. Вполне возможно, что в Администрации президента считают, будто обретение контроля над одним из ключевых антикоррупционных органов «задобрит» АрсенаАвакова и отвлечёт его от переговоров с Юлией Тимошенко, которые он периодически ведёт. Порошенко необходимо отсрочить договорённости между Аваковым и Тимошенко, хотя бы, до президентских выборов, чтобы глава МВД не начал активно «работать» против него во время избирательной кампании. Однако, после выборов (если их выиграет Тимошенко), административный ресурс Авакова резко обесценится и его позиции на переговорах с первой женщиной-президентом существенно ослабнут.

У Порошенко это понимают, а потому, скорее всего, не станут инициировать в антикоррупционной системе (подконтрольном АП НАБУ) дела против Тимошенко во время избирательной кампании. Подобные дела, наверняка, не поддержит и со скандалом закроет «аваковская» САП.

Это означает, что предметом договорённостей, согласно которым Порошенко отказался от притязаний на САП и отдал её Авакову, служила совместная «работа» против других кандидатов.

Наиболее вероятной жертвой антикоррупционных расследований является А. Гриценко, которого в Администрации президента рассматривают как одного из основных конкурентов при выходе во второй тур и получении поддержки анти-трамповских кругов американского истеблишмента.

Ещё в 2014 году Генеральная прокуратура возбудила против него дело за махинации с землёй во время пребывания на посту министра обороны. Расследование этого дела может быть возобновлено НАБУ. Кроме того, в конце июня группа отставных офицеров потребовала возбудить уголовное дело против всех министров обороны Украины, занимавших этот пост до 2014 года, «за подрыв боеспособности вооружённых сил и расхищение имущества ВСУ». В интервью телеканалу NewsOne один из инициаторов уголовного дела заявил, что это обвинение касается и Анатолия Гриценко, во времена пребывания которого на должности министра обороны масштабные хищения и продажу боеприпасов пытались замаскировать посредством пожара и взрывов на складе в Хмельницкой области (2005 год).

Как известно, Гриценко обладает поддержкой Демократической партии США и наиболее радикального крыла Республиканской партии, в то время как сам П. Порошенко пока не заручился поддержкой каких-либо групп в американском истеблишменте. В этой связи становится понятной реакция американцев на решение КДКП по Холодницкому. Напомним, посольство США возмутилось тем, что Холодницкому всего лишь вынесли выговор, и намекнуло на необходимость его отставки. Похоже, американцы (а именно – представители демократических и нео-консервативных кругов, которые до сих пор курируют украинское направление внешней политики Соединённых Штатов) понимают, против кого обернётся сложившееся распределение контроля над созданными под их патронатом антикоррупционными структурами.

Впрочем, ситуация с «основной жертвой» совместной работы НАБУ и САП во время избирательной кампании может неоднократно меняться. На её роль будут автоматически претендовать те кандидаты, у которых будут появляться шансы на выход во второй тур вместе с Юлией Тимошенко. Объясняется это просто: действующий президент намерен попасть во второй тур, а затем – привлечь весь админресурс для достижения победы.

Выводы

Раздел сфер влияния в антикоррупционной системе между президентом и министром внутренних дел не является процессом, «подвешенным в воздухе». Его последствием, скорее всего, станет скоординированная работа обеих структур против кандидатов, оппонирующих Петру Порошенко во время президентских выборов. Имена потенциальных жертв бурной «антикоррупционной деятельности» могут меняться по мере изменения рейтингов. Тем не менее, вряд ли преследования НАБУ и САП будут касаться Юлии Тимошенко. АрсенАваков не оставляет надежды договориться с ней о своём политическом будущем, а значит и подконтрольная ему Антикоррупционная прокуратура не поддержит подобные процессы. Кроме того, вряд ли президент решится начать уголовное производство против Тимошенко, тем самым вызывая в обществе ассоциации с преследованиями, которым она подвергалась во времена правления В. Януковича.