Вадим Карасев. Ажиотаж вокруг «Мутер», или Три года до выборов в Германии
31.10.2018 12:35

Вадим Карасев. Ажиотаж вокруг «Мутер», или Три года до выборов в Германии

Канцлер Германии достаточно внятно заявила, что уйдет со своего поста в 2021 году – а до этого осталось еще три года. А вот что она готова уступить — это пост главы Христианско-Демократического союза, то есть партии, которая входит в правящую коалицию социал-демократов. Скорее всего, будет избран новый руководитель партии, но Меркель останется канцлером до 2021 года. Это раз.

Во-вторых, хоть в Германии и достаточно развита партийная демократия, но партии отделены от власти. Они могут получить власть только из рук избирателей, поэтому канцлер остается ключевой политической должностью в стране, решения принимает правительство, канцлер, так что каких-то серьезных изменений, тем более зигзагов во внешней, во внутренней политике Германии в ближайшие три года точно не будет. Тем более, что сами немцы не любят зигзаги: их стиль, как культурный, так и политический, заключается в мягких плавных переменах, чем и будет заниматься Меркель до 2021 года, подготовив место уже для нового канцлера.

Но этот канцлер будет не просто преемником Меркель, он уже будет избран по результатам выборов в Бундестаг, и избиратель уже решит, каким партиям доверять или не доверять власть в стране, а в Бундестаге уже будет сформирована коалиция и соответствующее коалиции правительство. Так что пока слишком преувеличивают последнее заявление Меркель, а тем более какие-то последствия для ситуации на Донбассе. Ситуация на Донбассе зависит не от Меркель. В конечном счете она зависит от отношений между США и Россией и России с Украиной.

А вот что касается ажиотажа вокруг Меркель сейчас, это происходит потому что, во-первых, Меркель называют в Германии «мутер» — мамой, а во-вторых, именно Меркель более 10 лет по праву является и лидером ЕС, и политическим долгожителем. Поэтому, конечно же, возникает вопрос: кто станет лидером Германии и одним из лидеров ЕС?

Макрон пока молод. В Британии мы видим, какая сегодня политика Терезы Мей — она ее не тянет, тем более Британия вообще выходит из ЕС. Ну и кто у нас остается? В Италии мы видим — чехарда, в правительство приходят популисты. Мы видим праворадикальную волну, которая уже охватила и такие благополучные страны, как Финляндия, Швеция. Так что, конечно же, в контексте смены политического культурного и лидерского ландшафта нынешней Европы возможный уход Меркель представляет не только и не столько исследовательский интерес, сколько фактические последствия в условиях, когда сегодня доминирует геополитика и мир развивается по схеме гибридной войны всех против всех.