Трудно говорить о хорошем, потому что, к сожалению, Украина уже много лет находится в состоянии необходимости смены элит. У нас типичное состояние, которое описывалось в классической марксистской литературе как предреволюционная ситуация: верхи не могут, низы не хотят.
Трудно назвать это состояние позитивным, потому что политическая лента новостей — это бесконечное подтверждение тезиса, что верхи не могут, так как все органы власти и институции проявляют свою неспособность. С другой стороны, на это, безусловно, реагируют низы, которые демонстрируют низкое доверие к органам власти и другим институциям.
На первом месте по доверию церковь и армия, а такие институции государства, как Кабмин, ВР, президент, находятся на нижайшем уровне. И понятно, что украинский гражданин воспринимает политические новости как бесконечную цепочку скандала. Каждая неделя ознаменуется каким-то новым скандалом. Эта неделя ознаменовалась возвратом на свою должность Насирова, что активно обсуждалось, и подтверждение, что у господина Семочко, которого активно защищал его покровитель Порошенко, таки обнаружился российский паспорт жены. И обнаружил это не кто-нибудь, а официальный орган — контрразведка СБУ. И при этом мы абсолютно не видели реакции президента, который, пытаясь среагировать на скандал с Семочко, сказал, что «мы проведем расследование» - а дальше что? Где брифинг, где заявления? У нас власть традиционно не умеет общаться с «низами, которые не хотят».
Понятно, что под этим соусом прошел не только этот год, а это все тянется с 2014 года, с того переломного момента, когда общество надеялось на кардинальные перемены, которые не могли не быть после событий на Майдане, после событий, связанных с войной, с социально-политическим кризисом, но, тем не менее, мы находимся в процессе медленной стагнации и цепочки скандалов. Поэтому здесь говорить о каких-то позитивных моментах трудно, потому что все это не имеет к этому никакого отношения.
Безусловно, есть и позитивные вещи в нашей жизни. Даже несмотря на то, что он бесконечно ломается, само появления поезда в «Борисполь» - это позитивная вещь. Но у общества нет понимания того, что это лучше благодаря усилиям нашего правящего класса. Позитивные перемены в нашей жизни — это, скорее всего, вопреки. Вот вроде бы возникла скоростная электричка до «Борисполя», но власть все равно делает так, что это все ломается. Но вопрос же не в «ломается». Говорят, что во многих странах многие запускаемые новые проекты требуют обкатки, но наша же власть спешит, пиарится.
Безвиз — безусловно, это позитивная вещь, но будем честными: его пытается присвоить себе действующий президент, но на самом деле это работа, которая велась многие годы еще до его президентства. Это как раз та работа, которую отменил и пытался спустить в унитаз Янукович, не подписав с
Соглашение об ассоциации. А Порошенко подхватил ее — и подписал.
Томос — борьба за Томос принадлежит Филарету, который, в общем-то совершил церковный и религиозный грех, пойдя на раскол и находясь много лет под анафемой, что для человека верующего является путевкой в ад. И вот сейчас наконец Томос. Но, тем не менее, мы это почему-то видим на избирательных флагах президента, который все эти годы был прихожанином Московского патриархата. Поэтому это должен быть праздник Филарета, не правда ли?
Поэтому все вещи, которые мы можем записывать себе как позитивные изменения, они воспринимаются обществом как вопреки, а не благодаря. И, пожалуй, не столько позитивным, как самым важным за этот год мне кажется, что общество потеряло максимальные иллюзии, потому что формула «ладно, те, кто при власти, они не совершенные, но все-таки мы идем правильным путем» - эта формула стала нерабочей за этот год.
Есть понимание, что невозможно без демонтажа старой политической системы Украины и разработки новых институций, новых отношений, нового общественного договора, которого у нас нет. Вот это позитивно.
Плюс общество стало достаточно критичным. Даже выборы, которые мы будем проводить, наконец-то будут конкурентными, потому что раньше выборы были конкуренцией между двумя регионами и абсолютной консолидацией вокруг одного кандидата для запада и для востока. А сейчас все не определено. Кто-то говорит, что победит Тимошенко. Не факт, за четыре месяца все может поменяться. Кандидаты, которые попадают во второй тур, несколько раз менялись: был Порошенко, сейчас Зеленский, говорят, что у Гриценко больше всего шансов. Это хорошо. Политическая конкуренция — это очень хорошо. И то, что выборы будут проходить на такой серьезной конкурентной основе и впервые территориальный фактор, когда восток воюет с западом, будет несущественным, - это самое главное завоевание в политическом процессе.