Новый президент Украины, прежде всего, должен будет одновременно разбираться в вопросах национальной безопасности и обороны и в то же время во внешней политике, в том раскладе сил, который существует на международной арене. И, соответственно, очень важен субъективный фактор, чтобы этот человек имел контакты с лидерами европейских держав, которые являются нашими партнерами, прежде всего, с представителями Нормандской четверки — Германией и Францией. Учитывая и роль США в этом диалоге, необходимо иметь контакты и с американской стороной, потому что, несмотря на то, что США не входят в Нормандскую четверку, которая призвана как раз урегулировать вопросы ситуации с агрессией России против Украины, тем не менее, мы прекрасно понимаем, что США влияют на ситуацию, и дальше их роль будет только возрастать, США будут одним из ключевых игроков в этом диалоге.
Что касается перспектив решения вопроса, то новый президент сможет разрешить вопрос Донбасса, а Крыма — вряд ли. Это очевидно, потому что по Донбассу ситуация упрощается тем, что Россия не признает факта своего присутствия на Донбассе, не признает факта оккупации, поэтому у Путина, несмотря на все его амбиции, всегда есть зазор красиво выйти из игры. Постоянно нам говорят о том, что Путин сейчас только об этом и думает, по крайней мере, 2017-2018 годы проходили под этим знаком. Различные политологи, эксперты говорили о том, что Путин думает о том, как выйти, не потеряв лица, из ситуации с Донбассом, но, насколько известно, в том числе общаясь с людьми, которые лично знают Путина, что этот человек не то что с абсолютно неадекватным восприятием действительности, он любые шаги, которые, по его мнению, считаются унизительными и проигрышными, не будет совершать чисто из-за своих великодержавных амбиций.
В этой ситуации очень трудно вести диалог, потому что политик должен быть конструктивным, он должен исходить из политической целесообразности, а не из своих эмоций, амбиций или бредовых фантазий. Но, тем не менее, тот факт, что Россия и на сегодня спустя пять лет после начала агрессии отрицает факт оккупации Донбасса, оставляет для них поле для маневра. Вопрос только в том, какие должны быть созданы условия, чтобы Путин наконец понял, что ему абсолютно нецелесообразно продолжать эту оккупацию. Мы видим, что санкции действуют, российская экономика весьма замедлилась, ухудшается социально-экономическая ситуация в России, падают рейтинги Путина. И как раз его амбициозное и эмоциональное восприятие действительности может подействовать. То есть даже не то, что он видит в цифрах в падении ВВП, а в том, что падают его рейтинги. Вот это для него личная обида.
У него сейчас два выхода. Он идет по первому пути, который абсолютно тупиковый, то есть пытается показать маленькую победоносную войну, показать, что Россия великая. Например, сейчас это Венесуэла, куда он отправил своих военных и пытается влиять на ситуацию. Второй путь — это убрать те факторы, которые опосредованно влияют на падение рейтинга. В данном случае это продолжение войны на Донбассе, из-за чего основная часть санкций Запада введена против России. Если он дойдет до этой светлой мысли, что он сможет улучшить экономическую ситуацию в России и, соответственно, повысить свой рейтинг путем просто прекращения оккупации части Донбасса. Думаю, что для него это будет самым правильным шагом, но когда это произойдет, неизвестно.
С Крымом намного сложнее, потому что тут у него уже нет поля для маневра. Любое окно возможностей для него выйти из этой ситуации закрыто наглухо. После того, как Россия приняла в свой состав Крым, сказав, что это есть субъект федерации и закрепив это на законодательном уровне, тут уже вариантов нет. Поэтому мы можем рассчитывать только на то, что Россия может как-то бескровно отдать Крым только после падения режима Путина. Никаких других вариантов нет.