Действительно, есть проблема – большая долговая нагрузка, однако мы ее частично решили путем реструктуризации внешнего долга с отсрочкой в 2015 году. Но уже с 2019 года заканчивается этот «медовый период», и, в принципе, Украина уже должна начинать рассчитываться по долгам. Но это не есть непосильной нагрузкой на Украину, по крайней мере, до сих пор удавалось обеспечить должную платежеспособность.
Что же касается дефолта, как способа решения проблем, тут есть свои нюансы, связанные с международным финансовым правом. И в нашем случае понадобится это обсуждать с узкими специалистами. Но в целом то, что Украина имеет хорошую кредитную историю и обеспечила в этот сложный период своей истории полноценное обслуживание внешнего долг – это формирование ее позитивного имиджа, который в том числе воспринимается инвесторами, а также учитывается в последующих выходах на рынки заимствований.
Кроме этого, если говорить о дефолте, то для его объявления нужны очень веские причины. В первую очередь – признать очень плохое состояние экономики. Если мы этого не сделали, когда Украина находилась в жестком режиме агрессии со стороны РФ, делать это сейчас —будет означать то, что это очень отрицательно скажется, во-первых, на новой власти, которая формируется, и во-вторых, на имидже Украины. Мы должны понимать, что на сегодняшний день в Украине имеются накопленные активы иностранных инвесторов, которые работают здесь — как они будут себя вести в условиях подобного решения? Далее — на сегодняшний день в Украине накопился значительный навес денег нерезидентов, вложенных в покупки государственных ценных бумаг в гривне. Это относительно большая сумма — как они себя поведут? Можно себе представить — это будет резкий сброс таких бумаг.
В свете этого объявление дефолта — это однозначно удар по стабильности гривны. А поскольку в Украине — открытая экономика, соответственно, это удар по ценовой стабильности. То есть дестабилизационный внутренний эффект подобного решения с лихвой перекроет все возможные и иллюзорные преимущества, которые можно было бы получить. Такие решения принимались в некоторых странах в действительно критических случаях, и, в общем-то, они потом очень сложно выходили из таких проблем.
Нужно понимать, что на сегодняшний день новый президент действительно имеет большую электоральную поддержку. Она весьма ситуативна и может очень легко рассыпаться, если люди вместо того, чтобы увидеть улучшение ситуации, которое им обещали буквально сразу после выборов, столкнуться с явными проявлениями ухудшения.