Рейтингу Зеленского сейчас ничего не угрожает. Однако на него может наложиться эффект от этого так называемого Штайнмайер-Майдана, который шансов на успех не имеет, ибо Майдан, который не акцептирован посольством США, не настоящий, не легитимный. Тем более, какой Майдан, когда Игорь Валерьевич начал экспортировать электроэнергию из России? Без финансовой поддержки со стороны олигархов этот Майдан обречен. Но видим выступления по земельному вопросу, видим череду ошибок команды Зеленского, и все это действительно может сложиться в ситуацию, когда в течение не одного месяца, а как минимум шести, действительно это может нанести удар по персональному рейтингу Зеленского.
Президент Зеленский сейчас находится в состоянии растяжки, когда мы видим, что с одной стороны, он не может в Раде действовать свободно, не опираясь на поддержку Коломойского, а с другой стороны, он не может выстраивать нормально отношения с внешними партнерами, имея за спиной Коломойского. И все это вкупе может привести к серьезному политическому кризису, результатом которого станет падение рейтинга Зеленского.
Сюда же накладывается непонимание электоратом Зеленского, что происходит, потому что как раз отсутствует необходимый элемент для таких политических маневров, как работа с общественным мнением. То, что Зеленский вечера выступил, это паллиатив, это не решает проблему. Люди не понимают, для чего, почему и вследствие чего. Ведь надо объяснять, что Минские соглашения — это наследие Порошенко, и международная политика — это не винницкий базар, где можно пообещать и не сделать, чем, собственно, Порошенко и занимался, подписав эти соглашения, которые капитуляция не капитуляция, но они несут стране очень большие риски серьезнейшего политического кризиса, риски существованию государства в такой форме, как было. Но это все осталось от Порошенко, и это надо объяснять.
И надо объяснять последствия того, если мы займем обструкционистскую позицию, если мы откажемся от Минска, от выполнения своих обязательств по Минску. А последствия для Украины будут печальные: это демонтаж санкций, это потеря внешней поддержки, в том числе военной и финансовой. И кроме того Украина страна-банкрот, а страна-банкрот продолжать войну по определению не может. Это все надо объяснять.
А та позиция, с которой вышли вчера на протест, который пытается структурироваться как движение «Сопротивление капитуляции», это движение имеет общественную поддержку. Это позиция меньшинства, но она есть в обществе, поэтому к ней надо относиться серьезно. Надо вести диалог с этой частью и вести диалог с той частью общества, которая хочет мира.