Оружие само по себе ничего не может сделать. Боюсь, что такого рода инциденты с гранатой в Киеве, которые на самом деле единичны, учитывая то количество людей, которые прошли через войну, они бросают тень на всех ветеранов и формируют образ каких-то неуравновешенных людей, что на самом деле действительности не соответствует.
Но то, что обществу и государству, конечно же, стоит уделять больше внимания и усилий для полноценной реабилитации и реинтеграции участников боевых действий в мирную жизнь, это, конечно же, безусловный факт. Потому что мы все после возвращения проходим каждый свой ад. Кто-то справляется, а кто-то не очень.
Должны быть широко представлены возможности для реабилитации. Не всегда сам человек осознает это. Реабилитация не должна быть прямая в том плане, что вот, «иди реабилитируйся». Нет. Это должны быть клубы по интересам, это должны быть путевки в санаторий, на отдых, не на реабилитацию, но в этом контексте должна проходить реабилитация. Должна быть большая государственная программа с привлечением и общественных организаций, и частных структур, таких как частные клиники, частные пансионаты.
Лично знаком с такой структурой, которая в сложных случаях бесплатно предоставляет психиатрическую помощь ветеранам АТО. Безусловно, это уже для очень сложных случаев, но они это делают. У них там некий лимит, и более двух человек в месяц они не могут взять, потому что есть определенные условия – они это делают за свой счет из собственных побуждений. Но если государство поможет, профинансирует эти программы, то, конечно, эффект будет в разы больше. Этим надо заниматься. Да, это непростая проблема, быстро она не решится. Но то, что мы сейчас видим в обществе — забыть, оттолкнуть, вычеркнуть участников боевых действий из жизни, что мол, «вот они пришли и какие-то качают права, что-то там хотят», вот это и приводит к таким последствиям.