Под конец года в Украине снова заговорили о необходимости проведения референдума по земельной реформе. В частности, такое решение было принято 16 декабря на заседании фракции «Слуга народа». Немного ранее, в конце ноября, Владимир Зеленский заявил, что в ближайшее время должен быть принят пакет законов о народовластии, касающихся и процедуры проведения референдумов. По мнению президента, народ сам решит на референдуме, продавать украинскую землю иностранцам или нет.
Сможет ли референдум стать для общества достоверным ответом, а для власти – панацеей от уличных волнений? Насколько вообще является целесообразным проводить референдум по этому вопросу, и зачем в действительности нужны всенародные голосования?
Референдум как демократическое явление прошел долгий исторический путь. Принято считать, что корни референдумов уходят во времена античности, когда многие вопросы решались населением совместно. Поднятие рук либо же выкрикивание «за» или «против» через множество веков трансформировалось в более сложную и организованную процедуру голосования. Непосредственной целью референдума является определение приоритетов общественного мнения, благодаря которому люди сами могут решать судьбу своей страны. Но зачастую референдумы используются как инструмент манипуляций, а в отдельных случаях – как способ узурпировать власть.
История приводит нам немало примеров, когда через референдум были протянуты авантюрные и даже преступные идеи. В своих грязных целях технологию референдумов использовали такие одиозные фигуры, как Гитлер, Лукашенко, Путин... Заметьте, лидеры отнюдь не демократических режимов. После всенародного голосования немцев в 1934 году всю власть сосредоточил в своих руках фюрер. Германия вынесла урок, и национальные референдумы здесь невозможны - только местные, но они не решают важных вопросов.
Опыт Адольфа уже в третьем тысячелетии с успехом интерпретировали наши ближайшие соседи. Белорусский лидер Лукашенко, навесив на депутатов ярлык дармоедов, вынес на референдум вопрос об уменьшении их количества. Народ поддержал, а в итоге «бацька» из 300 депутатов своим указом выбрал 120 и убрал всю оппозицию.
Результаты псевдореферендумов от путинской РФ ощутили на себе многие из украинцев, да и вся Украина как государство. Итоги так называемых волеизъявлений в Крыму и на Донбассе не признаны мировым сообществом. Но территориальная целостность независимой нашей страны нарушена, и никакие международные меморандумы пока не в силах это изменить.
Как видим, с помощью различных ухищрений можно очень легко манипулировать общественным мнением и реализовать любую авантюру – вплоть до нарушения укладов современности. Понимает ли всю опасность этого инструмента украинская власть в лице «слуг»? Несомненно. И не только понимает, но и стремится к этому. Цепочка инициатив и действий Зеленского выглядит слишком логической, чтобы отбросить опасения. Закон о народовластии внесен президентом в Раду в самом начале каденции. Одним из первых шагов стало избрание нового состава ЦИК, большинство в котором представлено правящей партией. По примеру Лукашенко, Зеленский хочет уменьшить число депутатов, а также прибрать к рукам как можно больше полномочий на законных основаниях. Последнему способствует в частности внедряемая админреформа, но это уже другая тема.
Само собой, на данном этапе говорить об узурпации власти в Украине как о сложившейся ситуации рано. Но кто сказал, что избравшее президента из телевизора общество не получиться убедить в чем угодно? Достаточно лишь таким образом показать это людям, чтобы картинка победила сознание. И рынок земли может стать тестированием технологии перед другими острыми темами для референдумов. В любом случае, точку в вопросе о продаже украинских сельхозугодий поставит закон. Иначе зачем депутатам тратить время на рассмотрение правок (на секундочку, около 4 тысяч)? Но с таким рвением реформаторов к народовластии рано или поздно речь пойдет о тех вопросах, которые не защитит ни один закон.