Сейчас пока не вполне понимаем влияние мер по предотвращению распространения вируса на экономику. На сегодняшний день мы можем четко говорить, что не функционируют те компании, которые связаны с запрещенными видами деятельности. Это торговля, кроме продовольствия, это предоставление разного рода услуг, это очень жесткое свертывание или вообще остановка работы в транспортной сфере, туристический бизнес. Это первично.
Начинается вторичный эффект, связанный с тем, что даже если нет физических ограничений, то усложняется деятельность предприятий. Это вопросы доставки людей на работу, это вопросы, связанные с логистикой, со сбытом продукции, потому что понятно, что на определенные виды продукции просто радикально начинает падать спрос. Условно, если не производятся строительные работы, не реализуются соответствующие товары, не работают магазины и рынки, соответственно, будет падать и предложение.
И третий момент — это влияние глобальных факторов. У нас в большой степени курс валют определяется все-таки нашим платежным балансом. Какова сегодня ситуация со спросом на товары украинского экспорта? В состоянии ли мы сегодня обеспечивать функционирование предприятий, которые производят экспортную продукцию? Понятно, что на это накладываются моменты, не только связанные с ограничением вирусом, хотя сегодня они существенно по всему миру влияют на спрос, но и связанные с более емкими и не менее сильным влиянием глобального финансового кризиса. Пусть он сегодня и связан с пандемией, но, тем не менее, он имеет и самостоятельную жизнь. Поэтому, разумеется, весь комплекс этот факторов сложно оценить, потому что пока никто не понимает в мире ни глубину, ни продолжительность этого эффекта.
Поэтому если теперь говорить о курсе гривны, то нужно понимать, что пока мы прошли через период первичной турбулентности, когда возник ажиотажный спрос, связанный с тем, что ожидания бизнеса ухудшились. Плюс у нас была выстроена своего рода пирамида ОВГЗ, которыми владели нерезиденты, это порядка 5 млрд долларов. Ситуация ухудшается, и понятно, что они их будут выводить. И понятно, что этот вывод будет давить на валюту, причем активно. Нацбанк попытался предотвратить спекулятивное влияние на валюту, потратил больше миллиарда долларов валютных резервов, но эксперты все-таки рекомендуют ему эти резервы экономить. Поэтому не исключено, что в дальнейшем он уже будет более осмотрителен в валютных интервенциях. Если попытаться спрогнозировать поведение спекулятивных валютных инвесторов, то они либо будут пытаться продать свои облигации, либо будут дожидаться периода их выкупа и, соответственно, возвращать деньги, и это будет влиять на курс.