Одессу лишили русского языка. По решению суда русский язык теперь – не регионального значения. Ранее такое решение было уже принято в Днепропетровской области. На очереди Харьков. Попробуем разобраться, что ждёт русскоязычные регионы Украины. И что с языковыми обещаниями правящей партии.
Давайте начнем с конца. Эту проблему ещё год назад команда Зеленского могла решить. Имея такую колоссальную народную поддержку, которая у них была, было бы легко. Просто убрать наиболее одиозные карательные моменты того, что касается сферы применения русского и украинского языка, потому что закон о тотальной украинизации носит откровенно карательный дискриминационный характер, который не соответствует тем международным правовым документам, которые подписала Украина. Но поскольку фактически стоит вопрос унификации граждан Украины в гуманитарном плане, то, по сути, этот закон направлен на вытеснение русского языка не только из сферы общественной, но и из частной жизни.
Понятно, что сейчас конфликтные темы нужны меньше всего команде Зеленского, вряд ли они будут даже подступаться к такого рода законопроектам. Это мы видим по ситуации с инициативой Бужанского — его отфутболили. Позицию можно понять: мы не хотим работать с теми вопросами, которые раскалывают общество. Но как тогда быть с обещаниями? Увы, тут по этому пункту дефолт. Учитывая, что у нас в судах сидят позвоночные пресмыкающиеся. Украинские судьи – это вообще удивительно конъюнктурные существа. При таком факте можно и не сомневаться, что в Харькове, скорее всего, мы получим аналогичное решение, поскольку будут отталкиваться от прецедента в Одессе и Днепре. Другое дело, что это как раз политически выгодно оппозиции и как раз тем политическим силам, которые выступают с позиции защиты русскоязычных. Всегда от противного: если принимается какое-то решение, которое общество воспринимает как несправедливое и неадекватное, то это работает в пользу тех политических сил, которые выступают против таких подходов.
Поэтому, безусловно, с такими подходами в Днепре, Одессе, Харькове плюс получат как «За життя», так и партия Шария. Это наиболее вероятные реципиенты электоральной поддержки в этих регионах. Если мы посмотрим динамику рейтингов, то мы увидим, что и ОПЗЖ и партия Шария в этих регионах растут. И, собственно, это является следствием такой гуманитарной политики. Вопрос в другом: идут выборы в местные органы власти, возникает вопрос, какой же основной конфликт этих выборов? Есть одна, есть другая сторона, и каждая борется за продвижение своей позиции. Здесь основной конфликт между Киевом и региональными элитами, их возросшими возможностями и амбициями. Не исключено, что как раз вопросы гуманитарной децентрализации могут войти в оборот уже с этой осени, то есть они могут оказаться в повестке дня. Если на местах вынуждены оплачивать медицину, образование из местных бюджетов, то там должны иметь полное право, на каком языке говорить в медучреждениях, в школах и т. д. Поэтому решением Одесского административного суда вопрос уже закрыт. Вопрос наверняка еще вернется на повестку дня в ближайшее время.