Давно не слышно в информационном поле споров о том, когда же отмечать Рождество – 25 декабря или 7 января. Вообще 25 декабря в основном отмечают на Западной Украине, так что у нас регионально в этом вопросе больше разделения, чем исторически. Так что на ближайшие 30 лет особенных изменений не будет, разве что если вдруг все православные церкви Украины объединятся и договорятся между собой. Но этого тоже не предвидится. Так и будет продолжаться: Московский патриархат будет отстаивать единое январское Рождество с Россией, а Украинская Православная церковь вполне может присоединиться к празднованию в декабре, но, наверно, тоже не сразу и не резко, чтобы не отпугивать тех, кто привык праздновать в январе.
Любое педалирование религиозных вопросов, которые разделяют в данный момент общество, оно не работает на объединение и на консолидацию украинской самоидентификации. Да и, в принципе, все время мы праздновали 7 января. Случилась резкая смена в этом вопросе: можно сказать, что сейчас играет роль, наверно, и желание части украинских граждан праздновать Рождество отдельно от России – здесь политический момент, потому что если мы движемся в Европу, и Европа празднует в декабре, то почему мы должны праздновать в январе? Теперь все вопросы, которые возникли после развала советской власти, можно считать молодыми, потому что мы не берем, так сказать, за основу какие-нибудь дореволюционные церковные споры. И тогда не было никаких споров, потому что тогда и Польша была частью Российской империи. И никто им, католикам, не запрещал праздновать в декабре.
Вообще нет каких-то особых праздников, которые популярны в Европе и на Западе и которые отличаются особенно от нас или могут появиться у нас с сегодняшним вектором. Есть национальные праздники разного происхождения, как вот в Англии празднование ночи Гая Фокса, в честь человека, который пытался взорвать парламент. То есть, это и у нас могли бы перенять, но это было бы нишевым празднеством в честь Надежды Савченко, вместо Гая Фокса. А все остальное — это национальные праздники, они не общеевропейские. И церковные праздники, они по конфессиям, а не по странам. Протестанты почитают одних святых больше, если точнее, они меньше почитают просто святых, чем католики.
Рождество и Пасха одни на всех. Можно долго дискутировать на эту тему, но всё равно люди будут праздновать, как и праздновали, и они не будут обращать внимание на какие-то политические перипетии по этому вопросу.