Издание «From-UA» уже дважды с нового года попадает под пресс коррупционной машины. Сначала Голосеевский суд по заявлениям некоего бизнесмена Пана хотел заблокировать сайт, а недавно уже Печерский суд по заявлению экс-чиновника «Укроборонпрома», решил поупражняться в блокировании информационного ресурса.
Конечно, законодательно этот человек не ограничивается в правах. Вопрос в другом — в морально-этическом. Если у нас правила и порядки устанавливают сами коррупционеры, то не удивительно, что они могут действовать так, что выглядит, с их точки зрения, справедливо. У нас НАБУ возглавляет коррупционер, в отношении которого, правда, административный, не уголовный вердикт суда о коррупции, но он есть. И никого ничего не смущает. У нас проблема как раз в размытости правил и в том, что нет каких-то четких установок невосприятия коррупции в обществе. У нас украинцы протестуют не столько против коррупции, сколько против своего неучастия в коррупции. В этой среде, естественно, не вызывает никакого шока, никакого общественного резонанса.
Поскольку такие люди обладают соответствующими ресурсами, связями, материальными возможностями, они задействуют это по полной программе, включая суды. Это свидетельство того, что Украина живет по законам саванны.
Чтобы справляться с этим, должно быть две вещи: политическая воля верхов, нетерпимость к коррупции снизу. Если этого условия не будет, будет продолжаться так, как есть. Почему? В свое время в Германии был такой перспективный политик Рита Бюсмут, которая воспользовалась корпоративной карточкой и что-то оплатила в супермаркете — и на этом ее политическая карьера закончилась. Сразу же получила бан. У нас же эти люди, как ни в чем не бывало, пребывают на высоких должностях и учат других жить, верша судьбы украинцев. Деньги и политический вес побеждают СМИ.
Сейчас другой процесс разворачивается — борьба за судебную систему между украинским олигархическим хищником, который ее считал своей и сделал так, чтобы суды превратились в такую закрытую касту с достаточно серьезными материальными возможностями. Естественно, коллективный Запад сейчас начинает борьбу за то, чтобы получить контроль над судебной системой, но это не решит ни одной проблемы простых украинцев. Это не решит проблемы СМИ, поскольку речь идет не об общем благе, а о том, чтобы взять судебную ветвь власти, которая давно превратилась в инструмент для решения проблем нашей политической, деловой элиты, под свой контроль.
Давление на СМИ будет продолжаться. Пока тренд, по которому движется страна, это не модернизация, а архаизация. В условиях архаизации социальных отношений, политики, экономики такие фокусы с судами являются абсолютно нормальным явлением.