В Украине ежедневно растет количество новых случаев заболевания коронавирусом. По данным МОЗ, за сутки в стране заболели почти 12 тыс. человек. Ряд регионов поспешно меняют свои "цвета" и переходят в другие зоны карантинных ограничений. Грозит ли Украине новый локдаун и выдержит ли экономика, From-UA.com решил узнать мнение экономиста Юрия Гаврилечко.
- Я думаю, что нам руководство МОЗ давно надо менять, поскольку никакого отношения к реальности то, что они рассказывают, не имеет. Мало того, продолжается так называемая медицинская реформа, в результате которой количество больниц сокращается, поэтому все вопли о том, что у нас не хватает коек — вполне логичны. Господа, если вы вместо 20 больниц оставляете 3-4, то у вас действительно будет не хватать коек, только коронавирус тут вообще ни при чем. Если вы сначала обещаете поднять зарплату врачам в несколько раз, а потом оказывается, что этого не происходит, то чего удивляться, что десятки тысяч врачей перебираются в другие страны. У вас действительно будет не хватать врачей и медперсонала, это реальность. Так что проблема совершенно не в коронавирусе.
У нас с 2017 года СЭС как ликвидирована, так она до сих пор не восстановлена. Ни эпидемиологов, ни вирусологов. Если посмотреть бюджет на следующий год, там даже средств не переподготовку и переквалификацию врачей не заложено. У нас действительно эпидемия? Что-то мне мало верится. Если бы у нас действительно была эпидемия, мы бы это видели по действиям государства. У нас бы выделялись деньги на разработку лекарств, у нас бы увеличивалось финансирование больниц, возникали бы новые кафедры вирусологии и эпидемиологии в вузах, но ничего этого нет. Вместо лекарств нам предлагаются средства для профилактики, притом что единственный способ установки болезни — это ПЦР-тест, который существует не для того, чтобы определить, болен человек или нет, а для того, чтобы определить, есть ли в собранном материале геном вируса или нет. Это качественный тест. Он без собранного анамнеза сам по себе для постановки диагноза использоваться не может.
Поэтому говорить о том, что у нас ограничения в силу объективных причин — их нет. Мало того, даже если посмотреть ту «статистику», которую МОЗ выдает, то существующая по ней у страшного заболевания коронавирус летальность в 2-3% не превышает таковую от сезонного гриппа. Но это не мешает правительству, не объявляя ни режима чрезвычайной ситуации, работать на ликвидацию даже возможности роста экономики. И в отличие от сопредельных государств, а также США, у нас нет возможности за счет печатного станка обеспечить экономику дополнительными деньгами.
Те программы, которые правительство предлагало в прошлом году и в этом, да, они сработали как тоненькая подушка безопасности. Программа кредитования 5-7-9, несмотря на всю ее критику, помогла, по крайней мере, значительному количеству бизнесов рефинансировать свои долги и пережить какой-то период. Но самое противное в том, что абсолютно непонятно, насколько все эти странные ограничения будут продолжаться. То есть самое страшное не то, что какие-то ограничения вводятся, а то, что они могут вводиться внезапно, по изменяющимся правилам, при этом никакой ответственности за их введение чиновники не несут.
А если нет ответственности, то тогда возникает резонный вопрос: а для чего-то это делается, кроме как для уничтожения собственного бизнеса? Для того, чтобы обезопасить граждан от страшной болезни — для этого существуют другие методы и как минимум должен быть специальный орган центральной исполнительной власти, уполномоченный на эти действия и имеющий соответствующих специалистов. В нашей ситуации - это СЭС, которой нет. Когда рассказывают сказки, что все это должен делать МОЗ, - слушайте, МОЗ вообще занимается всем, что связано со здравоохранением, а вот конкретные исполнители программы обеспечения безопасности — это СЭС. И пока она не появится, говорить о том, что имеет смысл, а что нет и с какой целью это вводится, очень сложно.