На днях журналист Юрий Бутусов попал в скандал после того, как выложил в сеть видео со своей стрельбой с гаубицы. Советник главы Офиса президента Алексей Арестович заявил, что журналиста могут убить, чтоб превратить его в сакральную жертву, как Георгия Гонгадзе и спровоцировать бунт против президента Владимира Зеленского. Насколько реален подобный сценарий и зачем Бутусову понадобилось выкладывать данное видео, From-UA.com решил узнать у политолога Михаила Чаплыги.
- Это сценарий абсолютно реальный. Дело в том, что в свое время я с таким сталкивался. То есть, чем ярче ты светишь и если за тобой никого нет, то это не сработает. Тебя убивать не будут до тех пор, пока ты не продался одному из воюющих кланов, потому что тогда не будет интереса. Если ты продался одному из воюющих кланов, конечно же, этот сценарий на 99% реален.
Бутусов явно не работает сам от себя, он работает в интересах одного из воюющих кланов. Поэтому предположение Арестовича, как бы оно безумно ни звучало, оно реалистично. Касательно того, зачем и как это сделал Бутусов — возможно, это теория заговора, но мне кажется, что это была провокация, рассчитанная до тонкостей. Дело в том, что если бы ГБР не открыло дело по поводу того, что было сделано Бутусовым, то тогда Украина попала бы под удар других стран и в переговорном процессе по востоку, и было бы внутреннее напряжение. По сути Бутусов призывает к несудебным казням. Как гражданское лицо имел доступ к орудию.
В контексте, который он написал, он стрелял по собственным гражданам, которых считал оккупантами. Нельзя было не открыть это дело. А с другой стороны, это патовая ситуация, потому что открытие дела тут же возбудило бы другую сторону, которая бы тут же заявила, что это преследование журналиста. Поэтому я считаю, что эти события взаимосвязаны.
Первое событие — это откровенное хамство Бутусова на пресс-конференции и его пост, который он разместил, а потом трижды правил. Я считаю, что это все звенья одной цепи и что это все было тонко спланировано. В результате, если действовать так, как поступил он, любое действие власти будет плохим. Не откроют дело — заплюют все. А с другой стороны если вы открываете, то это якобы преследование журналистов. Оба варианта патовых. Гениально просчитанная схема. Но считаю, что коммуникационные действия власти были неадекватными. Я считаю, что власть могла более эффективно коммуницировать эту позицию.