Уходящий 2021 год запомнился украинцам рядом событий, которые оставили след как в политической, так и в экономической жизни страны. Экономист Юрий Гаврилечко рассказал From-UA.com о главных провалах 2021 года и спрогнозировал, какой буде экономика страны в 2022 году.
- Самым запоминающимся экономическим событием этого года является полный провал подготовки к зиме, который оказался на столько комплексным и всеобъемлющим, что кроме плановых верных отключений электроэнергии мы еще в ближайшее время столкнемся де-факто с дефицитом хлеба, молока, кондитерских изделий, мяса. Замена всего этого на импортные суррогаты, а при снижении температуры рискуем еще и получить верные отключения тепла. Такого не было никогда за всю историю независимой Украины, но все когда-нибудь бывает в первый раз.
При этом я могу предположить, что, понадеявшись на авось, правительство пустило прибыль «Нафтогаза» вместо закупки газа на строительство дорог. Но я не понимаю, чем руководствовалось и правительство, и нацрегулятор, когда еще летом никто не проверял теплокоммунэнерго, ТЭЦ на соответствие лицензионным условиям и наличие запасов угля, потому как кроме государственных у нас большая часть всего этого делает частная станция. Но, как показывает практика, нет этих самых запасов.
Мы сейчас вынуждены покупать электроэнергию у Беларуси, хотя Украина всегда считалась нетто-экспортером, и никогда не требовала ничего дополнительно. Это такой самый запоминающийся экономический итог уходящего года. Менее запоминающийся итог уходящего года — это, соответственно, прогнозируемый многими экспертами провал, так называемого запуска рынка земли. Точнее, реализация земельно-базарного законодательства, которое мы имеем на данный момент. Закон вроде как с лета работает, но что-то пошло не так. Точнее, все пошло ровно в соответствии с моими прогнозами. Я многократно писал, говорил, выступал о том, что никаких инвестиций в агросектор Украины, ни копейки после вступления в силу этого закона не будет. Вот их и нет, их и дальше не будет, потому что сами по себе земли нужны в лучшем случае спекулянтам, которые рассчитывают в каком-то будущем на них что-нибудь заработать. Больше ни для кого.
Но для усиления контроля над гражданами и попытки активизировать этот самый земельный рынок, вылилось в принятие законопроекта 5600, который фактически будет вытаскивать из владельцев паев деньги за владение землей, тем самым вынуждая большую часть очень бедных и просто бедных украинцев, а среди 7 млн владельцев паев, как можно скорее избавиться от своей собственности. Потому что заплатить по 1,5 тысячи гривен с гектара, для людей, которые получают ежемесячный доход в 3 тысячи гривен, это сумасшедшие деньги.
То есть, если ты в год получаешь 35-40 тысяч гривен, то заплатить из них 6 тысяч, а средний размер паев это 3-4 гектара, в виде налога только на землю, дополнительно к тому, что ты и так за массу всего должен платить. Один год может получиться, на второй год ты точно продашь то, что ты имеешь, причем за какие-то совершенно копеечные суммы. Это второй такой замечательный момент.
Третий замечательный момент - это наша удивительная система карантинных ограничений, которая уже в прошлом году изрядно подобивала различные виды бизнеса. В этом ситуация только усугубилась на самом-то деле, и, в общем-то, этот фактор в череде других сыграл на то, что украинцы поставили рекорд по побегу из страны в поисках большего заработка за рубежом. Только за первые три квартала этого года из страны свалило почти 700 тысяч человек. Между прочим, если в прошлом году из-за этой эпидемии в Украину вернулось больше, чем выехало, то в 2021 году мы поставили абсолютно рекорд по выевших на заработки за границу за всю историю независимости. Причем год еще не закончился, я думаю, что тысяч под 800 по итогам года у нас будет минус граждан трудоспособного возраста, которые свалили в сопредельные и не очень страны за работой.
Из позитивных моментов. Хочется отметить, что благодаря «Большому строительству», по крайней мере, магистральные дороги между областями, у нас такие появились в достаточно нормальном качестве, это факт. Есть такое, видно, заметно, но позитивно на экономике это не сказалось никак по двум причинам. Первое, что и трудовые ресурсы и, собственно говоря, материально техническое обеспечение для этого самого «Большого строительства» у нас в основном было импортное, а не местное. Это проблема.
Я не знаю, почему у нас в основном исключительно работают по строительству асфальтированных дорог? Почему они не строились бетонные магистрали, где украинские комбинаты могли поставлять свою продукцию и быть обеспечены по самое не могу государственным же заказом? Увы, так и получилось, потому что то, из чего делались дороги, мы благополучно закупали за границей. Сейчас практически весь битум для асфальта был куплен в Беларуси. Так что, наверное, на этом самом большом строительстве свою экономику очень неплохо поднял Батька.
В 2022 году нас ожидает дальнейшее падение экономики, вызванное деятельностью парламента и правительства по увеличению налоговой и регуляторной нагрузки на бизнес. У нас продолжится энергетический кризис, связанный с общими мировыми тенденциями, ростом цен на энергоносители, так и усилиями украинской власти, направленными на снижение добычи угля и газа собственного, также снижение производства дешевой электроэнергии.
Нас догонит продовольственный кризис, обусловленный, с одной стороны, ростом цен на продукты питания на внешних рынках и увлечением экспорта, соответственно, при полном отсутствии реакции правительства и парламента на это самое увеличение экспорта продовольственного сырья из Украины. Плюс сюда же добавятся увеличение налоговой нагрузки на сельхозпроизводителя.
В частности, если вы видели заявление наших товарищей птичников, то они честно сказали, что при увеличении стоимости газа до 50 грн за куб, на килограмме курятины это плюс 14 гривен. Соответственно, сейчас цена 72 гривны закупка газа, это добавит к той же самой курятине 20-22 гривны к килограмму, к той цене, которая была, допустим, летом. Считайте сами.
Если у нас будут так активно закрываться предприятия, как это сейчас анонсируют хлебопеки, молочники, кондитеры и т.д., то, в общем, можем нарваться и на очень серьезный рост трудовой миграции. Наконец, это риск банкротства местных бюджетов из-за перекладывания на местные власти ответственности за выполнение общегосударственных функций в области образования, здравоохранения и ЖКХ. Почему теперь у нас за все это отвечает местная власть? Что за медреформу, что за обучение, за отопление. У местной власти нет столько ресурсов, чтобы это все тянуть. Поэтому риск банкротства местных бюджетов, на мой взгляд достаточно высокий.