Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что принял решение направить коллективные миротворческие силы ОДКБ в Казахстан с целью стабилизации и нормализации обстановки. Россия также направила своих военных. По словам политолога Владимира Воли, миротворцы — это громко сказано. Об этом он заявил в комментарии From-UA.com.
- Если разбираться по сути, то это не миротворческие силы, потому что миротворцы вводятся в зону конфликта для поддержания режима прекращения огня, для того, чтобы обеспечить невозможность эскалации конфликта между участниками. В Казахстане внутренние протесты, поэтому было бы правильнее говорить, что это помощь в оказании охранных и патрульных услуг в связи с тем, что казахстанские силовики были массово задействованы для ликвидации беспорядков и теругрозы, как говорил Токаев.
Это не полномасштабные военные действия. Я до сих пор не видел цифр по численности российских войск, но в общем: 70 человек Армения, 200 — Таджикистан, российские десантники, я так полагаю, 1-2 подразделения. На самом деле этого достаточно для того, чтобы обеспечить охрану каких-то объектов и патрулирования в городах. Называлась среди задач охрана Байконура, международных представительств больших бизнес-компаний, промышленных и инфраструктурных объектов.
Я не думаю, что кто-то решится применять десантников открыто. Хотя армянская и таджикская сторона заявили, что они не собираются использовать военных для карательных операций. Я думаю, что это будет не по линии ОДКБ задействоваться, а по каким-то межгосударственным каналам, и это отдельная история. То есть какая-то помощь спецназа на уровне консультантов, советников со стороны РФ уже предоставляется. Мы увидим это вскоре по тому, как будут разворачиваться события в Алматы.
Словосочетание миротворческие силы не соответствует тем задачам, которые они выполняют. В данном случае они перекрывают дефицит личного состава силовиков Казахстана. В СМИ и соцсетях было сказано много некорректных вещей. Первое — это ввод миротворческих сил. И второй большой блок манипуляций — это ввод войск. Я думаю, что Токаев вряд ли пойдет на какие-то сценарии, когда бы в итоге за ним могли закрепить ставленника Москвы. Я не думаю, что вследствие этой помощи Токаев станет зависимым от Москвы. Сам формат обращения за помощью — это не помощь от России, Токаев бы сам против себя сработал. Это обращение к ОДКБ. И само использование понятия миротворческие силы является психологическим инструментом, направленным в первую очередь на население Казахстана, чтобы правильнее оформить фон, на котором происходит зачистка.