В Украине сохраняется дефицит топлива во многих городах. Бензина почти нет, а цены на него высокие. Кроме того, на заправках стоят огромные очереди. Что будет дальше и как можно исправит ситуацию, From-UA узнавал у экономиста Юрия Гаврилечко.
- По поводу бензина все очень просто. Здесь государству нужно определиться, что оно собирается делать: либо отвечать за поставки и распределение, либо договариваться с бизнесом, что этим будет заниматься бизнес. Соответственно, регулировать стоимость имеет смысл в опте, а не в рознице. А у нас последнее время государство пыталось регулировать цену розницы, не трогая опт. На самом деле это абсолютная фантастика. Каким образом цена в рознице может регулироваться, если вы не трогаете опт? Доходило до того, что оптовые цены были выше розничных, посему бензина не было. Ничего подобного с сжиженным газом не происходило, потому что туда никакие регуляторные посылы не доходили. Он, конечно, подорожал, но, по крайней мере, был. Это один момент.
И второй — у нас, к большому сожалению, из-за войны был уничтожен нефтеперерабатывающий завод и большое количество крупных нефтебаз. При этом почему-то до сих пор нет ни стратегии, ни плана, ни даже намеков на то, что государство позволит спокойно и нормально работать, без всяких дополнительных ограничений или разрешений тем, кто имеет небольшие мощности по хранению топлива. Уже сейчас понятно, что на территории любой области большие нефтебазы не нужны, они категорически опасны. Нужно, чтобы было сотня-две небольших, но пока что в этом направлении наше государство не работает.
И третий момент не связан непосредственно с бензином, он вообще относится к войне. Нашу таможню нужно вообще ликвидировать на время войны. Пользы от нее ноль, вреда — масса. В частности, я имею в виду, что из-за существования таможни во время войны у нас скорость прохождения грузов существенно увеличивается. Там, где есть таможня, там постоянно возникают пробки и дефицит. Таможня нам не нужна вообще. Кроме того, мало того, что она сама по себе не нужна, ликвидацию таможни во время войны можно совместить, на мой взгляд, с ликвидацией НДС как такового, потому что НДС — это налог на избыточное потребление. Но я думаю, что никому не придут в голову утверждать, что во время войны возможно избыточное потребление. В Украине, напоминаю, никогда не было перепроизводства товаров или услуг, которые требовали бы использовать НДС как инструмент для сдерживания роста экономики.
НДС — это вообще налог на избыточное потребление, и организовывался он для того, чтобы избежать дефляционного шока, связанного с тем, что товаров и услуг настолько много, что люди их просто не могут купить, и, соответственно, уже всего настолько много и хорошо, что уже больше не надо, — и поэтому цены начинают падать. У нас вообще когда-нибудь такое было? Понятно, что не было. При этом все разговоры о том, что НДС является бюджетообразующим, это фигня полнейшая. Наполняющим — да, но не образующим. Разницу между наполнением и образованием, думаю, не стоит объяснять.
И напомню, что вся его наполняющая функция была только в том случае, когда у нас импорт превышал экспорт, и этот самый импорт облагался НДСом на таможне. То есть до того, как продалось, бизнес вынужден был платить налоги. С учетом того, что в Украине самые высокие на континенте европейском учетные ставки НБУ были всегда, то есть была самая высокая стоимость денег, у нас была самая высокая стоимость кредитных ресурсов, поэтому вымывание средств из оборота таким образом приводило к тому, что все украинские компании проигрывали своим зарубежным конкурентам по показателю доступности капитала. Причем НДС пополняет бюджет только в том случае, когда есть, как минимум, два условия. Первое — импорт намного превышает экспорт. Второе — внутренний рынок очень серьезно развит и позволяет компенсировать, чего у нас не хватает в текущих временах.
У нас чем больше импорта, тем у нас ниже курс гривны, то есть увеличение количества денег и девальвация. То есть у нас НДС в той схеме, которая была, способствует исключительно девальвации гривны. И если мы никуда не деваем таможню, никуда не деваем НДС и во время войны отпускаем курс, то, в общем-то, он во многом будет зависеть от того, сколько средств мы будем получать сейчас в виде кредитных ресурсов или грантовых ресурсов, а совсем не от показателей работы бизнесов.