Петр Олещук
27.05.2022 14:50

Петр Олещук. Нужно ли Украине создавать альтернативный альянс?

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предложил Владимиру Зеленскому создать новый союз, который мог бы стать альтернативой Евросоюза. В содружество могут вступить страны, которые активно поддерживают Киев в полномасштабной войне с РФ: Великобритания, Украина, Польша, Эстония, Латвия, Литва. From-UA решил узнать мнение по данному поводу у политолога Петра Олещука.

- Эта публикация появилась в одной из крупных итальянских газет о том, что якобы Борис Джонсон предложил создать руководству Украины некий антироссийский альянс, альтернативный по отношению к ЕС, в который должны войти Великобритания, Украина, ряд стран Восточной Европы, страны Балтии и в более отдаленной перспективе Турция. Поэтому пока это именно только газетная публикация, и она подается как инсайд. Соответственно, нигде пока на официальном уровне это никто не комментировал. Поэтому варианты могут быть разные. Вероятность того, что это обсуждается, она, конечно же, существует.

В то же время там подчеркивается, что Украина будет ждать решения июньского саммита ЕС, где она будет ожидать получения статуса кандидата в члены ЕС и в зависимости от этого саммита и будет решать пути своего дальнейшего развития. То есть, в принципе, не исключено, что подобная публикация, подобный миф, в том числе, должен мотивировать колеблющихся на данный момент членов ЕС все же принять решение о предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС, но пока ситуация остается неясной. Опять-таки, не обязательно, что подобный альянс будет прямой альтернативой ЕС.

Пока что мы очень мало имеем информации о подобном проекте, как именно он может быть осуществлен, на чем он может базироваться. Кроме того, мы знаем, что есть довольно-таки серьезные интеграционные проекты между Украиной и Польшей, которые были озвучены во время визита Дуды в Киев. То есть, в принципе, мы уже наблюдаем довольно-таки серьезный уровень взаимодействия Украины и Польши, который, очевидно, будет углубляться и далее. Опять-таки, возникает вопрос, как это все будет сопоставимо с членством Польши в ЕС. Вопросов остается много, но в любом случае, я думаю, это один из сигналов ЕС, что вариантов для дальнейшего развития у нас много и Украина не будет вечно ждать какой-то конкретики в плане европейской перспективы. Она будет развиваться так или иначе, искать для себя партнеров и довольно успешно их находить. Это, в принципе, особенность политики нынешнего украинского президента, который демонстрирует именно заявку на субъектность Украины, а не просто пассивное ожидание, что кто-то нас куда-то пустит, что-то предложит и т. д.

В принципе, это вполне логично, учитывая положение Украины, учитывая статус Украины. Эта субъектность, в принципе, для нас важна, и она делает привлекательной Украину в качестве партнера для многих значимых мировых государств, например, таких, как Великобритания. Для Великобритании партнерство с Украиной - это шанс вернуть себе статус мировой державы, которая реализует действительно амбициозные геополитические проекты. А когда у двух сторон есть довольно-таки серьезная выгода, то подобные объединения всегда более эффективны, чем просто построенные на неких основаниях, но если эти основания не имеют под собой конкретики, конкретных и интересов. Поэтому проект довольно-таки амбициозный, не исключено, что он будет реализован, но,в принципе, пока у нас никто от европейской перспективы не отказывался и отказываться не собирается. Но, возможно, будут какие-то альтернативные объединения. Это вопрос субъектности Украины как внешнеполитического игрока.