Война России против Украины будет долговременной. Об этом заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг. From-UA узнал мнение политолога Тараса Загороднего относительно того, сколько может продолжаться война.
- Существуют разные типы классификации конфликтов. Бывают высокой интенсивности, если говорить политологическим военным языком, который сейчас происходит у нас, а бывает низкой интенсивности. Например, Донбасс до 24-го числа считался конфликтом низкой интенсивности. То есть периодические перестрелки, не решен вопрос и т. д. Замороженный конфликт — это когда уже подписываются какие-то бумаги, никто уже не стреляет и т. д. Это как Приднестровье. Поэтому в данном случае надо понимать, что они вообще имеют в виду. Я думаю, что в конечном итоге он имел в виду переход в формат низкой интенсивности после определенного этапа после высокой интенсивности.
Если исходить из логики АТО 2014 года, то у нас уже есть законодательство, что объявить можно военное положение в той части, где ведутся военные действия. Но я думаю, что этого не произойдет, возможно, потому что все-таки тогда разные силы были применены. В том числе и Россия на Донбассе особо не применяла в таком количестве — не бомбили города, ракеты не прилетали по всей территории Украины. Так что тут разница большая.
Возвращаясь к Столтенбергу. Тут все зависит от поставок вооружения нашей стране. Если они сделают то, что они уже обещали и пойдет вооружение, а, ссылаясь на мои инсайды и разговоры, я думаю, что минимальный сценарий — это как минимум до середины осени, а максимальный — это до конца года, который будет включать в себя, скорее всего, выход на линию 24-го февраля до этого времени, то есть деоккупация всех территорий. А там посмотрим, на что готова будет пойти Россия.
Судя по тому, что сейчас происходит, Россия, в принципе, уже смирилась и готова отдавать Донбасс. По Крыму пока вопрос открытый, потому что пока не понятно, в каком состоянии кто придет к вопросу деоккупации Крыма, потому что внутреннее состояние украинского общества, что этот вопрос нужно решать сейчас, чтобы не оставлять войну на потом. По Крыму, я считаю, что есть уже позитивные подвижки, связанные с тем, что ударили по вышкам Бойко, а Крым — это то, что русские считают вообще уже своим, чуть ли не своей территорией. И вопрос: а что произошло потом? Ответ — а ничего. Я помню перепуганное паническое лицо гоблина, который Аксенов, который кричал, что я побежал в Министерство обороны, в ФСБ звонить и все остальное. Ну так и что? Ничего же не поменялось. Нет, как там кричали, ударов по центрам принятия решений. Это показывает, что Россия не готова идти даже ради Крыма, по крайней мере, на этом этапе, на ядерную войну и все, что с этим связано. Особой интенсивности нет. Это все говорит о том, что Россия уже на пределе своих возможностей, и возможностей защищать Крым у нее просто не может быть.
Какие еще могут сложиться факторы? Следующий фактор — мы идем в зиму. Россия будет играться газом, продовольствием. Россия сейчас уничтожает инфраструктуру электростанций, чтобы в Украине было очень плохо с отоплением. А это действительно очень плохо, потому что если человек без еды и без воды может прожить определенный период времени - неделю-две, то с теплом очень плохо — человек просто замерзает. Так что этот вопрос тоже надо решать.
Я не исключаю, что Россия все-таки уже воюет на пределах своих возможностей. Они собрали уже на Донбассе все, что только двигалось, все, что только возможно было собрать, ну и вот они уже два месяца штурмуют Луганскую область, по сути, движения фронта никакого не происходит. А Украина становится все сильнее, все-таки эти «Хаймерсы» уже поступают в войска, их становится все больше и больше, американцы сейчас налаживают логистику, и дальше будет все сложнее для России. И обратите внимание, что Украина очень часто стала бить по тылам тех же «ЛНР» и «ДНР». Вчера по Скадовску попали, а там, если посмотреть расстояние, то это же из Николаевской области должны были стрелять, там больше 100 км. Это говорит о том, что либо дополнительное оружие было получено, либо произведено, чего я тоже не исключаю, которое уже имеет дальность более 100 км. Посмотрим.
По оптимистическому сценарию фронт просто посыпаться может, они собирают всех людей на Донбассе, а там же еще Донецкая область. Поэтому работает ли российская машина на таком пределе, чтобы хотя бы это захватить, это уже вопрос, вообще сможет ли Россия удержать Херсонскую область, Запорожскую. Там уже им очень печально. Партизанское движение, диверсионную работу Украина уже наладила, начинают самоубиваться разные коллаборанты. То есть это не создает такую атмосферу веселости и понятия того, что Россия сможет удержать эти территории.
По времени опять же это все уходит в ленд-лиз американский. У них же реальный финансовый год начинается в октябре. То, что сейчас нам поставляется — это дополнительные деньги, которые они находят из других источников. Реально, дай бог, чтобы ленд-лиз начался где-то в сентябре, а до этого времени пока будет в таком режиме обучения, передачи оружия. Ну, посмотрим на первые результаты применения «Хаймерсов». Очень хорошо отзываются о них. Возможно, по разным оценкам, 10 «Хаймерсов», которые нам уже передали, они очень сильно могут поменять ситуацию на фронте. И тут еще вопрос к американцам, а дадут ли они нам ракеты дальности, потому что «Хаймерсы» - это платформа. Дадут, например, на 300 км, и тогда сразу встанет вопрос об обстреле территории Крыма, откуда идет поставка вооружения. То есть много чего с этим связано. То есть я вижу оценки — минимум до середины осени, до середины ноября, возможно, и до конца года. Опять-таки, зависит от стойкости России, может, уже и на границу с Крымом уже к этому времени выйдут наши войска.