Дмитрий Медведев заявил о готовности россии атаковать Казахстан и Грузию. Пост был опубликован на странице ВКонтакте, но после был удален. Существуют ли риски нападения, From-UA узнал у политолога, главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
- Надо делать большую поправку, когда мы говорим о Дмитрии Медведеве. У человека не все в порядке с головой, пишет он свои посты под влиянием либо больших доз алкоголя, а может, и чего-то похуже. Не надо всерьез воспринимать Дмитрия Медведева. Он не является на данный момент рупором. Хоть он и является официальным лицом, он не отражает официальной позиции России. У человека много чего происходит в голове.
Риски нападения России на Казахстан и Грузию, конечно же, есть. И по этой причине Грузия занимает очень осторожную позицию. Травма войны 2008 года сказывается, и плюс нынешнее грузинское руководство не хочет обострения с Россией по экономическим причинам. Они прекрасно понимают, что, не дай бог что, Грузия не сможет устоять, поэтому они очень боятся этого. Казахстан тоже не имеет большой армии, им, конечно, тяжело будет противостоять России.
Но надо понимать одну вещь: на данный момент Россия не может воевать на два фронта. Грузия маленькая, и там небольшой театр военных действий — 40 км до Тбилиси, чтобы понимать ситуацию. Правда, Харьков тоже 40 км от российской границы, но Харьков не смогли взять. Как оказалось, все-таки Украина не Грузия, и мы оказались все-таки в большей степени готовы к войне, что бы там ни говорили некоторые оппозиционные деятели или американская конгресс-вумен. Мы оказались все-таки больше готовы к войне, чем кое-кто думал на Западе, и потенциал сопротивления у нас оказался очень большой. А нынешняя Грузия боюсь, к войне не готова. И мы видели, как развивалась ситуация в 2008 году. Поэтому для грузин опасность есть. Там будет достаточно даже небольшого военного контингента. Хотя я думаю, что грузинское общество будет сопротивляться.
Но самое главное, что сейчас Россия не готова к войне на два фронта. Казахстан достаточно большое государство, и понятно, что казахская армия, конечно же, гораздо слабее, чем российская и наша, и казахи никогда не готовились к такой войне, которая возможна. Мы тоже, кстати, не готовились. Но, тем не менее, граница достаточно большая, Казахстан тоже страна не маленькая, хотя и меньше, чем Украина, по населению. Но я могу абсолютно точно сказать: попытка захвата северных областей Казахстана вызовет сопротивление, казахи будут воевать. В Казахстане и так есть антироссийские настроения, при том, что Казахстан член Евразийского союза, но среди казахской молодежи, среди государственного аппарата немало людей, которые видят в России угрозу. И Казахстан будет сопротивляться.
С каким успехом? Не так, как мы, наверно, и какие-то успехи у России наверняка будут, но контролировать весь Казахстан они не смогут. Они столкнуться с очень серьезной проблемой. Главное, что у них не хватит сил для войны на два фронта. Они даже в Украине не могут атаковать одновременно по всей линии фронта, они могут атаковать, только сконцентрировав войска на каком-то одном направлении, как это было в Луганской области на Северодонецком и Лисичанском направлениях. Они смогли занять эти два города только потому, что сконцентрировали там большую часть своего военного потенциала, в том числе и военной техники, и артиллерии. Только по этой причине. Причем они не вели военных действий в этот момент под Харьковом, на юге Украине, убрали войска на севере Украины, потому что не могли вести военные действия одновременно. Так и здесь.
Я с большим сомнением отношусь, например, к заявлениям, что нападут на страны Балтии — там войска НАТО. Пусть и ограниченный контингент, но войска НАТО. И военное присутствие может быть усилено. Поэтому Россия сейчас просто реально не готова к войне на два фронта. Риски существуют. Я могу сказать, что некоторые российские политики, в том числе и депутаты Госдумы высокопоставленные, они давно, еще задолго до 24 февраля неоднократно высказывались о том, что север Казахстана — это русские земли.
Так что тут и до Медведева были высказывания не самые благоприятные. В Казахстане об этом знают. На каждое такое высказывание обращали внимание. Казахстан, конечно, не хочет войны с Россией, будет маневрировать, будет избегать прямого столкновения, но думаю, что после 24 февраля они понимают, что риски существуют и для них. Кстати, это понимают и должны понимать и все страны, соседствующие с Россией. Ну, может, кроме Китая, потому что столкновение с Китаем, хотя у России ядерный потенциал больше, чем у Китая, намного больше, но потенциал обычной армии, я думаю, что у них слабее. Поэтому это маловероятно в нынешней ситуации, а вот все остальные соседи имеют риск российского военного вторжения.
Это реальность, которую надо принимать во внимание. Поэтому надо делать поправку на Медведева, на специфику этого персонажа и его состояние, над ним даже в России смеются. Он отражает настроения какой-то части российских элит, агрессивное настроение, и какой-то части российского общества. Это да. Но вот эти его писания не означают, что уже завтра Россия будет нападать на Казахстан. Я думаю, пока они к этому просто не готовы.