МАГАТЭ
05.09.2022 20:26

Сергей Шабовта. О результатах визита МАГАТЭ на ЗАЭС

Сегодня, 5 сентября, четыре из шести участников миссии МАГАТЭ завершили работу и покинули территорию Запорожской АЭС, на станции осталось два представителя организации. From-UA узнал мнение у эксперта по вопросам безопасности Сергея Шабовты по поводу результативности визита миссии МАГАТЭ.

- Честно говоря, исходя из материалов, которые были доступны, складывается крайне горестное ощущение поездки, поскольку есть устойчивое предположение, что она носила заангажированный характер. К сожалению, за месяц в Украине они уже не единожды позволили давать крайне низкие оценки тем институциям, которые мир и Европа сотворили, искренне полагая, что все эти институции функциональны, объективны и активны, а на самом деле разочарования возникали и по отношению в ООН. Я уже не говорю об иных общественных организациях, которые крайне субъективно выступали, пытались скрытно защищать сторону страны-агрессора.

И в данной ситуации позиция МАГАТЭ и ее позиция, даже далекие от понимания ядерной физики люди и то понимают, что за считанные часы понять, осознать степень трагедии, квалифицировать качественно возможные угрозы — это просто невозможно. Я особенно это остро и тонко воспринимаю, потому что у меня за плечами 7 лет службы на атомных подводных лодках, и мое отношение к проблемам радиационной безопасности, к выверенности всех систем контроля, к организации продуманности всех действий, крайней требовательны. А на сегодняшний день мы же прекрасно понимаем, что вокруг АЭС, крупнейшей на территории всей Восточной Европы, идет свистопляска откровенных злодеев, которые уверенно провоцируют. И радужные надежды на строгость и зрелость МАГАТЭ, конечно, они этим визитом не оправдались.

Второе, что очевидно, что сама организация, это показушное выступление представителей «Росатома», которые рассказывали бред, то есть такое впечатление, что все свелось к рассматриванию некоего снаряда, который не туда смотрел, не так развернулся. При этом работало огромное количество российских камер, а наших журналистов не пустили вообще. То есть это говорит о такой постановочной, показушной ситуации, которая была намеренно оговорена, она не возникла случайно.

Я абсолютно убежден в том, что такой результат крайне неквалифицированных и неэффективных действий МАГАТЭ — это результат определенной договоренности. Мы знаем, что международные институты продажные, они могут менять свое мнение, они могут утрачивать объективность, и, к сожалению, это еще один горький урок.

Ну и последнее. Вы же понимаете, что такая неквалифицированная работа комиссии МАГАТЭ не способна повлиять на какие-то качественные изменения в обеспечении радиационной безопасности. Мы сегодня даже не столько говорим об ущербе, наносимом энергетической системе Украины, сколько о страшных радиационных последствиях, потому что они могут нанести поражения на огромных площадях. И удивительно, что именно об этом международные институции совсем, похоже, не думают.

- Может ли Россия отключить Украину от электроэнергии?

- К сожалению, технически отключить Украину — это абсолютно возможно. Вопрос в другом, что АЭС должна работать на потребление, ее нельзя вообще отключить от потребления. И Россия уже проделала большой путь для того, чтобы интегрировать ЗАЭС в свою энергосистему. Это электричество, его нельзя транслировать в пространстве, это то, что предполагает трансляцию по кабелям и не имеет возможность какой-то аккумуляции. Поэтому эта угроза очень реальная.

Но другой вопрос, это абсолютно очевидно приведет к разбалансированию самого энергопотребления. А в-третьих, самый главный цинизм — приезжать, пытаться давать какие-то оценки ситуации на АЭС, но при этом исключив самое главное, что предопределяет оценку ситуации. Это враги, это агрессоры, которые захватили нашу землю, нашу АЭС, враги, которые захватили наших людей, их унижали морально, насиловали и т. д., и при том оставаться в чистом мире технологических слов и конструктивных оценок — это вообще абсурд. Никакой оценки мы принципиально вообще не получили. Поэтому угрозы для нашей страны очень велики и невероятно реальны. Я уже не говорю о том, что мы все сидим на огромной реке, Украина в значительной степени живет и питается за счет Днепра, и Запорожье — это значительная его нижняя часть, которая в том числе, кстати, имеет выход в Черное море, следовательно, через пролив Босфор и Дарданеллы в Средиземное море и дальше. И не понимать того, что если Чернобыльская АЭС, находящаяся на берегу Припяти, она все-таки была достаточно удалена от Европы и она защищена системой водных ресурсов, в том числе и Киев, ведь Киев находится практически под постоянной угрозой этой огромной массы, которая радиоактивна, то есть весь ил на дне Киевского водохранилища, оно же все хранит в себе. И не понимать, что в случае, если подобная беда случится с ЗАЭС, то все это уйдет в мир. И Украина пострадает, но в том числе через Черное море все уйдет в Средиземное море, и эти радиоактивные отходы страшные сроки хранения имеют, так их природа создала, что они потом распадаются столько лет.

Я, к сожалению, понимаю аморальность, чудовищность российской агрессии. Они слабоумные, они не понимают, что все последствия и саму Россию поразят, это взаимосвязанные вещи, в том числе и с точки зрения экологии, тех процессов, которые есть. К сожалению, я однозначен в своем мнении, что локально взять и решить сейчас обособленно вопросы, связанные именно с ЗАЭС, они не решатся. Это может быть лишь результатом демилитаризации всей зоны Запорожья, тогда мы получим тот результат, на который надеемся. Это шантажисты, это террористы высочайшего масштаба, и для них наша АЭС — это как игрушка-пугалка в руках.

Совсем недавно был нанесен удар по Шепетовке Хмельницкой области. От Шепетовки значительно небольшое расстояние, и там находится Нетишинская АЭС, в сторону Ровенской области. Я понимаю ужас людей, которые там живут. Он поняли по Припяти, по ЧАЭС, что тема АЭС не является табу для террористов, они не думают о последствиях. Я вам хочу сказать, что такое отношение к проблеме ядерной безопасности на уровне возможных атак на АЭС сопоставимо с вопросом использования ядерного оружия. Так это надо воспринимать.