Путин
27.09.2022 14:39

Владимир Фесенко. У россиян шок, паника и истерика

Сегодня, 27 сентября, последний день референдума, который незаконно проводит Россия на оккупированных территориях Украины. Ожидается, что 30 сентября Путин готовится выступить с очередным заявлением. Чего стоит ожидать Украине и объявит ли кремлевский диктатор официально войну Украине, From-UA узнавал у политолога Владимира Фесенко.

- Это будет обращение к двум палатам Федерального собрания. Речь будет идти о присоединении этих территорий. Референдум же сам по себе не присоединяет, это крымский сценарий. То есть будет заявление о том, что эти территории возвращаются в состав великой России, это будет такое пропагандистское действо.

Война уже идет, поэтому будет использовать Путин термин война или не будет, это не имеет никакого значения для нас. Для нас это не будет означать ничего, никаких изменений. Это уже касается самих россиян. Но россиянине уже поняли — это война, это не специальная военная операция. Они это поняли по мобилизации. На россиян сейчас влияет это. Не будет никакого эффекта крымского консенсуса, то, что происходило в 2014 году, когда был апофеоз, эйфория россиян: Крым вернулся! Великая Россия! Сейчас совсем другое.

У абсолютного числа россиян шок, паника и истерика из-за мобилизации. Конечно, там есть ультра-патриоты, есть те, кто будет аплодировать, но таких будет намного меньше, в несколько раз меньше, чем в 2014 году. Основная масса аполитичных россиян в шоке и панике из-за мобилизации, поэтому ситуация совсем другая. Поэтому с этой точки зрения я бы даже сказал, что то, что произойдет, это обращение Путина, это такая немного ироничная версия, но на самом деле довольно близкая к реальности — это же подарок Путина самому себе к юбилею. Ему 7 октября исполняется 70 лет, это подарок самому себе. С другой стороны, это демонстрация того, что все идет по плану что Россия возвращает свои земли. Это утверждение имперских целей войны, подтверждение, что Россия делает то, что она и планировала делать в этой войне.

Ну и наконец, через аннексию этих территорий это попытка запугать Запад риском ядерной войны. Это прежде всего запугивание. Теоретически есть потенциальный риск использования тактического ядерного оружия, но это не изменит ход войны, потому что ну что такое тактическое ядерное оружие? Это удар снарядом или ракетой тактической по какому-то объекту. Ударить, например, по городу, по Киеву, будет много жертв мирного населения, но это не изменит ход войны. Армию это не уничтожит.

Вообще в военных действиях это результат ограниченный, потому то нет скопления войск на какой-то ограниченной территории, где было бы 100 тысяч украинских военных, нет таких скоплений. Поэтому на ход военных действий это никак не повлияет, а вот ожесточенность войны резко вырастет, и война тогда неизбежно перейдет на территорию России. Я думаю, что на использование ядерного оружия, даже в стремлении испугать Запад, Путин пойдет в самом крайнем случае, когда других методов не будет. Когда уже и мобилизация не поможет, то есть в самом крайнем случае.

Во-вторых, это уже будет жест отчаяния. И даже в этом случае это, скорее, будет демонстративный удар, скорее всего, по такой цели, чтобы не было больших жертв среди мирного населения, потому что тогда это вызовет, я бы сказал, непонимание даже у тех стран, которые с Путиным еще сотрудничают. Путин сам себя объявит военным преступником, потому что можно винить в военных ударах разных военных, начальников, а применение ядерного оружия — это прямая ответственность первого лица, поэтому фактически он сам себя объявит военным преступником. И это кардинально изменит отношение к нему. И так отношение к нему меняется очень быстро и сильно, а это вообще его сделает изгоем.

Поэтому Путин, я думаю, может попытаться попугать, ударить по какому-то объекту инфраструктуры либо по Яворовскому полигону, потому что это рядом с Польшей, чтобы попугать именно европейцев, но эффект будет прямо противоположный. Сейчас очень важно, чтобы европейские лидеры, особенно лидеры стран Западной Европы, чтобы они не боялись этого ядерного шантажа, потому что если они будут показывать слабину, то Путин будет шантажировать и дальше, и не только Украиной, а и странами Балтии, чем угодно. А если он встретит ответную жесткую реакцию — все, это работать не будет.