Путин и Россия не выходили из зерновой сделки, они лишь, по их словам, приостановили свое участие. Вот этот нюанс имеет значение, потому что уже сам этот термин показывал,что на самом деле Россия не собиралась выходить из зерновой сделки, но она хотела, с одной стороны, шантажировать Украину и Запад и участников этой сделки, выбив для себя дополнительные преференции. Об этом в комментарии From-UA заявил политолог Владимир Фесенко.
- Во-вторых, они хотели спровоцировать негативные последствия, о чем, кстати, писали российские источники, в частности, поднять цены на зерно и спровоцировать инфляционную волну на Западе, в ЕС. Вот это, кстати, отчасти удалось. Я думаю, временно, но такой эффект возник. Ну и, конечно, Россия, видимо, пыталась создать некий плацдарм, потому что тема зерновой договоренности будет обсуждаться, ее срок заканчивается. Поэтому на саммите Большой двадцатки это будет обсуждаться, это будет одна из главных тем, судя по всему. Поэтому Россия сделала пристрелку, это была попытка расширить переговорный пакет в торгах с Западом.
Но россияне быстро столкнулись с проблемами. Какими? Во-первых, эта договоренность была подписана очень специфическим образом. Нет договоренности между Украиной и Россией. Есть отдельные договоренности у Турции с Украиной и с Россией. И как оказалось, можно продолжать действие этой зерновой сделки и без России. И второй момент. Если нарушать эту сделку, не просто выходить, а нарушать ее, например, обстреливая украинские порты или блокируя зерновые конвои, то это означало бы, во-первых, очень серьезные репутационные издержки для Кремля, их и так уже много, но, не дай Бог, погибли бы люди, причем не украинцы, а представители других стран. Это бы вызвало большой скандал. Не МН-17, но я думаю, что последствия были бы крайне негативные для России. Поэтому этот сценарий рискованный. Идти на конфликт с турками, там военные корабли охраняют — тоже рискованно.
Россия очень быстро дала заднюю, отказалась от своих претензий, заявив, что якобы Украина согласилась на их требования, подтвердила гарантии, но официально представители Украины уже заявили, что никаких новых гарантий никто Путину не давал, все гарантии есть в действующих зерновых договоренностях. Я думаю, что главный фактор — это достаточно жесткая позиция Эрдогана. Турция очень заинтересована в продолжении этой сделки и дала понять России, что ее прекращение будет рассматриваться крайне негативно. Это может нанести ущерб отношениям между Турцией и Россией. И Путин решил не рисковать. С одной стороны, эта сделка тоже выгодна России. Что значит выйти в одностороннем порядке? Они не будут сами экспортировать зерно? Это невыгодно РФ. А принудить Украину не делать это или запугать экспортеров, чтобы они отказались от экспорта украинского зерна, этого тоже не удалось сделать. В итоге и для того, чтобы не портить отношения с Эрдоганом, и чтобы замять эту неудачную игру, неудавшийся демарш, они сделали заявление, что все в порядке, что инцидент исчерпан, якобы удовлетворили их претензии, и поэтому они возвращаются в зерновую сделку.
Но это было сделано через на уровень ниже. Не сам Путин об этом сказал, а были заявления Минобороны, были контакты Шойгу с турецким министром обороны, то есть по линии военной сделали заявления, а не по линии Путина или администрации президента РФ. Это тоже очень показательно. Так что это еще одна провалившаяся игра России. Они хотели дискредитировать Украину — это тоже была одна из целей, выставить нас как нарушителей договоренностей, а в итоге сами, что называется, попали в дурную ситуацию и вынуждены были выходить из нее с издержками и без всякого результата.