Локдаун в Китае оказался действительно жестким. Тысячи жителей Поднебесной вышли на улицы. Почему массовые протесты против антиковидных мер в Китае перешли в политическую плоскость и не полечет ли это за собой свержение лидера Компартии Си Цзиньпина, From-UA узнавал у политолога, директора Института социально-политического проектирования "Диалог" Андрея Миселюка.
- Действительно, после подавления протестов в 1989 году, это, пожалуй, первый случай в Китае за 30 с лишним лет, что начинаются массовые протесты против руководства партии и против ее линии. Более того, они персонализированы и уже направлены против самого Си Цзиньпина, который только накануне переизбрался на третий срок. И в документах КПК было закреплено его назначение, его лидерство, и намеревался он править долго и счастливо, как говорится. Однако сейчас, судя по размаху этих протестов, можно сказать, что китайское общество подошло к пределу проводимой Си политики нулевой терпимости к ковиду, когда из-за того, что появляется несколько десятков или сотен больных, закрывались большие города и граждане испытывали огромные трудности. И это накапливалось потихонечку, по капельке, и в результате это прорвало, как долгое время набиралась вода в плотине, а потом плотину прорвало.
Что касается последствий, то, в принципе, когда китайское руководство уже имеет опыт того, насколько те последствия могут повлиять негативно на руководящий состав. Пока можно сказать, что ситуацию китайская власть держит под своим контролем и пока у нее ресурсов хватает на то, чтобы свои позиции удержать. Но то, что сейчас, во-первых, протесты стали массовыми, во-вторых, звучат уже персонализированные претензии к Си Цзиньпину, говорит о том, что слились воедино две очень потенциально опасные для нынешнего руководства страны линии. Первое — это когда экономика очень устала от этих ковидных ограничений. И второе — что действительно режим Си Цзиньпина и концентрация власти уже, в общем-то, тоже китайцев, мягко говоря, утомила. И когда эти две линии объединяются, то, в принципе, возможен эффект их синергии, и тут последствия могут быть трудно предсказуемыми, если китайской власти не удастся в самые короткие сроки эффективно, без эксцессов купировать это недовольство, которое идет по нарастающей.
Я думаю, что если до конца года удастся справиться с этими протестами либо предложить какие-то «пряники», которые общество устроит, ни в коем случае не идти на радикальные действия, массовые репрессии, то тогда, возможно, протесты и сойдут на нет. Если они будут долго продолжаться, конечно, этот эффект нарастания снежного кома может привести к тому, что действительно позиции Си окажутся под угрозой.