Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что 2023 год станет решающим в войне с Россией. Ранее глава военной разведки Кирилл Буданов прогнозировал, что уже к середине года украинская армия может зайти в Крым. Но, Россия пока не собирается сдаваться и, вероятно, готовит новое наступление. Как может развиваться война в 2023 году, From-UA, узнал мнение политолога Владимира Фесенко.
- Когда Зеленский говорил об этом, он говорил об общем желании абсолютного большинства украинцев, чтобы мы победили в этой войне, чтобы эта победа принесла нам мир. Вообще Зеленский обладает огромным талантом чувствовать настроение людей, передавать их, и это ему очень помогает именно в это время войны. Он на одной волне настроений с абсолютным большинством украинцев, это касается, естественно, и ожидания победы. Но при этом он не обещал в этом обращении быстрой и легкой победы. Наоборот, тональность была такая, что нас еще ожидают еще очень непростые дни и путь к победе будет сложным, тернистым и кровавым. Это тоже реалистичный посыл, чтобы не было каких-то завышенных, нереалистичных ожиданий.
Мы стремимся к победе, но мы еще должны ее добиться, и это будет не так просто. Что касается условий, естественно, победа не придет сама собой. Я думаю, что все специалисты, я имею в виду и военных экспертов, и политических, прекрасно понимают и у нас, и за рубежом, что главное условие этой победы — это достаточность ресурсов для нас, и военных, и экономических. Нам помогают, о есть объективные ограничения. Например, уже сейчас наши партнеры, особенно в Европе, да и в США уже столкнулись с нехваткой и части вооружений, и части боеприпасов, и это тоже будет влиять на ход военных действий. У России, кстати, проблемы аналогичные. Поэтому фактор ресурсов будет очень сильно влиять на ход военных действий.
Воля к победе, стремление к победе, я думаю, гораздо сильнее, чем у россиян, потому что мы на своей земле и нам есть за что бороться. Этот фактор, я думаю, будет действовать и в нынешнем году, а вот ресурсы — это та переменная,от которой будет многое зависеть. Ситуация в странах-союзницах может меняться. Политическая воля к поддержке Украины присутствует, но может быть и фактор, о котором много говорили в прошлом году — это усталость. Это может сказываться, но я не думаю, что этот фактор будет критичным и решающим, он будет работать, если война затянется надолго и будет очевидно, что она не завершится в этом году. Вот тогда это будет стимулировать попытки хотя бы найти как-то выход из войны, если не полностью ее прекратить, то хотя бы добиться прекращения военных действий, заморозить войну. Это не лучший сценарий, мы уже знакомы с таким способом решения проблемы. К сожалению, это не решение. Это иллюзия, но такие настроения могут появляться.
Пока дискуссии идут на эту тему, то все-таки доминирует у наших партнеров позиция о необходимости дальнейшей поддержки Украины. В этом смысле позиция наших партнеров гораздо более реалистичная и последовательная, чем это было, например, в 2014-2015 годах. Это хорошая новость для нас. Конечно же, судьба войны в значительной мере будет зависеть от того, какой будет ситуация в России. Если, например, в России обострятся кризисные тенденции, то это построит для нас окно возможностей для более быстрого завершения войны, но если у власти будет оставаться путинский режим, а россияне по-прежнему будут пассивно реагировать на продолжение войны, к сожалению, это может способствовать затягиванию войны. Но тут уже будет работать тот самый пресловутый фактор ресурсов.
Нехватка ресурсов уже ощущается в России. Речь идет и о военных ресурсах, ресурсах военных, боеприпасов, экономических ресурсах, ситуация уже не такая благоприятная в России, как была, например, в первые месяцы войны, когда были огромные цены на нефть и газ, там ситуация уже гораздо сложнее, и уже есть тенденция регионального дефицита. На региональном уровне это уже есть, но он будет усиливаться на центральном уровне. Так что в этом плане ситуация для России будет все сложнее.
Думаю, что для России 2023 год будет, как минимум, проблемным, а может быть, и кризисным. Конечно, от ситуации в РФ будет зависеть, как быстро может завершиться эта война и каким будет исход этой войны.
Что может еще делать Россия? Уже очевидно. Выбор вариантов действий не так и велик. Это, прежде всего, мобилизация. Уже наше военное руководство предупредило россиян, я имею в виду министра обороны Украины, что уже в январе возобновится массовая мобилизация, может быть, уже с завтрашнего дня. Об этом не будут говорить громко, афишировать, но это единственный способ сейчас для Путина поддерживать огонь войны, это как бензин подливают в огонь, чтобы пламя было поярче и посильнее, вот сейчас Путин будет бросать в мясорубку войны это русское мясо, мобилизованных. Причем мясо — это русский термин, они его используют. И это показывает отношение путинского режима к своим же людям. Но, к сожалению, россияне готовы быть таким мясом. Но мобилизация может усилить напряжение, социальное, психологическое, даже, может быть, политическое напряжение в России. А отсутствие перспективы выиграть эту войну будет повышать нестабильность в элитах. Поэтому это диллема. С одной стороны, это прогнозированные действия, новый этап массовой мобилизации, а с другой стороны, это будет работать на разрыв, на усиление напряжения.
Я привожу аналогию. Мобилизация в России во всех смыслах, не только в плане мобилизации военнообязанных, но и в экономическом плане, в политическом, это все равно, что надувать залатанный пузырь. Можно надувать, но он рано или поздно лопнет, это опасность, которая, похоже, некоторыми людьми в России осознается, а вот осознает ли ее Путин — это вопрос. Но это, пожалуй, главный инструмент, которые сейчас есть в руках Путина. Был другой инструмент — попытка разрушить энергетическую систему Украины. Попытки эти могут продолжаться, но опять же тут работает ресурсный фактор — не хватает ракет, используют иранские дроны, но пока Путину не удается достичь желаемой цели, а наши энергетики, государство уже приспособились к этой ситуации. Сложно, но мы уже научились жить в условиях напряжения и проблем с энергетической системой. И перелома в войне это точно Путину не приносит, скорее, наоборот, у украинцев только усиливается мотивация в борьбе против российской агрессии.
Ну и остается главный козырь, конечно у Путина, чего на Западе опасаются, — это ядерное оружие, но это было бы самоубийством для него. Так что пока это потенциальный фактор, угроза. Путин пытается им пугать, но он же пугает и свое население. А вот эти фаталистические заявления, как это у Соловьева прозвучало, что, мол, россияне не должны бояться смерти, это же попытка зазомбировать россиян, мол, вы должны идти на смерть. Это опять-таки попытка использовать своих же граждан для чисто политических целей — использовать на убой, это, к сожалению, идеология нынешнего путинского режима. Это режим, который, я думаю, идет к собственному самоубийству. Вопрос только, когда и при каких обстоятельствах это случится. К сожалению, это может случиться и не быстро, но они сами открыли для себя эту перспективу и направили себя и свою страну по этому пути.