В конце апреля Генассамблея ООН приняла резолюцию по сотрудничеству ООН и Совета Европы. В резолюции в частности отмечается, что Россия – страна-агрессор. За неё, среди прочих, проголосовали Китай, Армения, Бразилия и Казахстан. Означает ли это, что Китай, Бразилия, Казахстан потихоньку отходят от поддержки России? From-UA решил узнать мнение политолога Владимира Воли.
- Эта резолюция не была посвящена Украине, не была посвящена России и не была посвящена квалификации России как страны-агрессор. Да, там есть словосочетание агрессия России, но агрессия России не означает, что автоматически кто-то признает Россию страной-агрессором.
На самом деле уже была базовая резолюция от 2 марта 2022 года, специально посвященная агрессии России против Украины, и Китай за нее не проголосовал, точно так же воздержался от резолюции, осуждавшей аннексию Россией украинских территорий.
Так вот на самом деле это слишком некомпетентные выводы, что, проголосовав за данную резолюцию, Китай признал Россию страной-агрессором. Данная резолюция абсолютно была посвящена другим вопросам. На самом деле она обозначила много направлений, по которым ООН и Совет Европы будут сотрудничать. Там вопросы глобальной политики.
Большинство пунктов соответствуют тем позициям Китая, по которым он себя позиционирует как защитник и как друг государств третьего мира, как борец с терроризмом, голодом, расовой дискриминацией, гендерным неравенством и пр. То есть резолюция была посвящена большому перечню вопросов глобальной политики, по которым Китай себя позиционирует как лидер и как государство, которое поступает более правильно, чем США. Именно по эти причинам Китай проголосовал за эту резолюцию.
Если бы Китай не голосовал за нее, то эту бы резолюцию все равно приняли бы, но без Китая, и для Китая возник бы крайне неприятный момент, что он себя позиционирует как лидер по всем тем направлениям (по крайней мере для части государство позиционирует), которые обозначены в резолюции, но почему-то не проголосовал.
Поэтому на самом деле однажды встречающееся в этом большом документе словосочетание «агрессия России» оказалось ничтожным моментом, который проигнорировал официальный Пекин. По сути дела, для Пекина был выбор: либо цепляться за это ничтожное словосочетание с точки зрения квалификации России в войне РФ против Украины, либо отказаться голосовать за резолюцию из-за этих двух слов и принести в жертву свои интересы в Азии, Африке и Латинской Америке.
Эту резолюцию не стоит интерпретировать так, что Китай, Индия, Бразилия признали Россию страной-агрессором. Позиция этих государств в этом вопросе не изменилась. Нет никаких признаков изменения данной позиции ни по итогам телефонного разговора Зеленского с Си Цзиньпинем, ни после голосования.
Вот если бы Китай заявил, что признает Россию страной-агрессором и поддерживает резолюцию от 2 марта 2022 года, вот тогда бы это была четкая фиксация изменения позиции Пекина в сторону Украины. Пока подобных заявлений нет. Китай не признавал Россию страной-агрессором, голосуя за эту резолюцию.