Встреча в Саудовской Аравии по поводу войны в Украине очень важна. Но, это пока консультации, целью которых является выражение своей позиции и получение более глубокого понимания позиции других сторон, других участников этих консультаций. Об этом в комментарии From-UA заявил политолог Руслан Бортник.
- Но эти международные консультации по сравнению с Копенгагенским раундом достаточно успешны. Во-первых, были представители многих стран юга, а во-вторых, присутствовали Китай. В третьих, похоже на то, что многие позиции стали более компромиссными, что в этот раз стороны пытались избежать каких-то кризисов, ультиматумов и все же искали модели, при которых возможны какие-то договоренности в будущем.
До этого мы видели ультимативные требования с нашей стороны в отношении того, что с нашей стороны могут быть переговоры только после освобождения всех наших территорий. С другой стороны, мы видим, что даже страны глобального юга подчеркивают территориальную целостность, суверенитет Украины, что мирное урегулирование возможно только на принципах, заложенных в уставе ООН.
Главные выводы данной встречи: стороны продемонстрировали готовность к компромиссу и сделали шаги, конкретные действия в отношении компромисса, что раньше было невозможно. Понятно, что раньше мы были вообще не готовы обсуждать любые переговоры до освобождения всех оккупированных территорий.
Еще важные выводы из этого процесса, что в Джидде в Саудовской Аравии новый переговорный формат, который пришел, возможно, взамен Стамбульскому и Минскому 2022 года. Ми видим, что принято решение по рабочим группам по отдельным направлениям, это ядерная безопасность, продовольственная безопасность и т. д. То есть этот формат будет постоянно действующим, возможно, он обрастает какими-то формами и структурами в этом формате. Уже звучат заявления, что возможна следующая встреча в таком формате, она пройдет на саммите G-20 в Индии в сентябре этого года. То есть сами консультации приобретают некий специализированный фон. Во-вторых, отказ от ультиматумов ради начала диалога, это тоже очень важный процесс. В-третьих, широкое сбалансированное представительство, которого мы не видели ни в одном формате: страны Запада, страны глобального юга одновременно присутствуют, и США, и Китай.
Если у мы говорим о Китае, то не надо забывать, что на переговорах присутствовали и США, чего раньше тоже никогда не было в этих переговорных форматах. Возможно, эти консультации являются такой прелюдией перед началом полноценных политических переговоров уже поздней осенью, зимой этого года поле завершения украинского контрнаступления и после перехода воны в позиционную фазу.