Арахамия
01.08.2021 08:55

Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что Украина могла бы "шантажировать весь мир", если бы сохранила ядерный потенциал. При этом подписание Будапештского меморандума он назвал "фатальной ошибкой".

С начала российско-украинской войны разговоры о возможном ядерном статусе государства не прекращались. Многие политики эксплуатировали эту тему в разные периоды своей активности.

OBOZREVATEL разобрался, насколько реально сейчас заполучить оружие массового поражения и чем это может обернуться для Украины.

О чем речь?

"У Кравчука (первого президента – Ред.), мне кажется, роковая ошибка – избавиться от ядерного оружия после подписания ничего не значащего меморандума. В принципе, мы сегодня все наследуем эту большую ошибку. Всеми другими ошибками всех других президентов можно просто пренебречь. Если бы мы были ядерной державой, с нами все говорили бы иначе, договаривались бы по-другому. Если даже на это идти, то идти надо было совсем иначе", – заявил Арахамия.

Несколько месяцев назад посол в Германии Андрей Мельник призвал Запад дать Украине современное вооружение и принять в НАТО на фоне увеличения российских войск на границе. В противном случае дипломат предположил, что наша страна может "подумать над ядерным статусом".

"Мы остались с пустыми руками. Потому что Россия, как мощная ядерная страна мира, захватила военной силой семь процентов территории Украины. Остальные подписанты меморандума не помешали этому военному вторжению. Это означает чрезвычайную потерю доверия, в том числе и для режима нераспространения ядерного оружия", – позже сказал Мельник.

История вопроса

Документ, о котором с такой досадой говорят украинские политики и дипломаты, – это Будапештский меморандум. Международное соглашение между Украиной, США, Россией и Великобританией 1994 года, по которому наше государство обязывалось избавиться от своего ядерного статуса. При этом другие три подписанта давали нам гарантии безопасности.

С его принятием Украина, где на тот момент был размещен третий по величине ядерный потенциал среди всех государств мира, взяла на себя обязательство стать безъядерной державой – и очень быстро выполнила обещание. Уже через полтора года из страны вывезли последнюю ядерную боеголовку.

Однако меморандум носил характер добровольного обязательства, не был ратифицирован и не предусматривал механизма санкций. В итоге Россия, как известно, в 2014 году нарушила эти договоренности – оккупировав Крым и начав военную агрессию против Украины.

Первый президент Леонид Кравчук уверен, что мы не могли не подписать договор о ядерном разоружении из-за опасности ракет и ядерных боеголовок, срок эксплуатации которых заканчивался в 1997 году. Это был фактический момент их смерти, они становились опасными, а ядерная линия производства стоила около 55 млрд долларов.

"Мы должны были или избавиться от них, или же заменить сами боеголовки. Украина их не производила и не производит, они делались в России. Продаж или поставок не было, это же ядерное оружие. Поэтому иного решения, чем отдать их – в то время не было", – заверил политик.

25 октября 2020 года на всенародном опросе Владимир Зеленский спросил: "Поддерживаете ли вы право Украины на использование гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом?". Этот вопрос можно перефразировать: если РФ, Штаты и Британия не обеспечили нам безопасность, то может ли Украина выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия? И, по данным соцопросов, 72% украинцев ответили "да".

А у кого вообще есть ядерное оружие?

Сегодня в так называемом ядерном клубе состоят девять стран — США, РФ, Китай, Великобритания, Франция, Индия, Пакистан, а также, предположительно, Израиль и КНДР.

В их распоряжении, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира на январь 2017 года, находится в общей сложности около 15 тысяч ядерных боеголовок. Но распределены они очень неравномерно. На долю США и России приходятся 93 процента всех атомных боезарядов на планете.

Официально же ядерными державами считаются только те, которые подписали Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Это США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Остальные четыре страны хоть и располагают ЯО, к договору о его нераспространении не присоединились.

Северная Корея вышла из договора, Израиль никогда официально не признавал наличие ядерного оружия, но считается, что оно у Тель-Авива есть. Кроме того, в США предполагают, что Иран продолжает работать над созданием атомной бомбы, несмотря на официальный отказ от военного использования и контроль со стороны МАГАТЭ.

Так Украина может вернуть ядерный статус?

Теоретически – да. Но это очень дорого и чревато серьезными как экономическими, так и политическими последствиями. И вот главные из них.

  • Экономика

Ядерное оружие — удовольствие очень дорогое. Официальную стоимость содержания программы ни одна из стран не публикует. Но Международная кампания за ликвидацию ядерного оружия ежегодно публикует отчет с приблизительными цифрами. К примеру, затраты США в 2020 году составили более 35 млрд долларов, Франции – четыре млрд, Индии – 2,3 млрд.

Для сравнения: общий бюджет Минобороны в 2020 году составил 4,11 млрд долларов. И это рекордная цифра для Украины. Вряд ли наша страна сможет позволить себе содержание ядерной программы – тем более, в условиях войны с Россией. Так называемое оружие судного дня нужно постоянно проверять и модернизировать, из-за чего расходы на него растут. Поэтому даже небольшой боезапас очень сильно ударит по бюджету страны.

  • Нужен мощный партнер

Небольшие страны пошли по ядерному пути не самостоятельно. К примеру, Северная Корея открыла свой исследовательский центр и реактор при поддержке СССР. А Пакистану с 1972 года помогала финансово Саудовская Аравия. Спонсировать восстановление вооружения в Украине сегодня ни одна из стран не согласится.

  • Отсутствие ресурсов

Украина на сегодняшний день не производит собственное ядерное топливо, которое, в частности, используется для АЭС. Часть государство закупает у России, часть – у англо-американской компании.

Наша страна находится на 10-м месте в мире по залежам урановой руды – ее добывают в Днепропетровской области. Но для использования урана в ядерной бомбе его сначала нужно обогатить, а такого оборудования у нас нет.

  • Санкции и правовые преграды

Предположим, Украина нашла необходимое оборудование. Но появляется другое препятствие – Договор о нераспространении ядерного оружия, который предполагает, что обогащать уран можно только для мирных целей (до 4–5%). "Оружейный" же уран должен быть обогащен до 90 процентов.

Когда у МАГАТЭ появляется информация, что государство начинает выходить за дозволенные рамки обогащения, на эту страну обрушиваются санкции. Именно из-за этого западные страны вводили санкции против Ирана в последние годы. Более того, в случае выхода из Договора санкционный режим будет еще жестче.

Кроме того, для Соединенных Штатов и Евросоюза ядерная тема – словно красная тряпка. Даже намек на то, что Украина всерьез рассматривает возможность построения бомбы, может положить конец стратегическому сотрудничеству с западными партнерами. А это прекращение военной помощи и даже полный политический бойкот.

  • Стоимость

Возобновление ядерного оружия может составить более 100 млрд долларов, ранее заявлял Леонид Кравчук. "То есть мы бы сказали, что мы голые и бедные, но будем возобновлять ядерное оружие? И пугать им. Кого? Россию! А Россия пугала бы нас. Таким образом, приближение конфликта стало бы более реальным", – добавил он.

  • Итог

Теоретически Украина могла бы вернуть себе статус ядерной державы, но практически это равнозначно политическому и экономическому самоубийству. Обойти запрет на производство без последствий не удастся. Нужно готовиться к моментальным санкциям и бойкоту со стороны Запада – страна окажется в изоляции. К тому же, разработка с нуля стратегических ракетных комплексов и ядерных боеприпасов – это колоссальные затраты.

По этой причине новым "ядерным оружием" Украины должны стать мощная армия и современное вооружение. А главное – эффективные реформы, которые позволят нашей стране в будущем стать членом НАТО.