СБУ в Киево-Печерской Лавре
12.04.2023 12:24

Сегодня, комментируя действия властей по «защите духовной независимости», многие задаются вопросом: почему УПЦ МП занялись именно сейчас? И даже откровенные сторонники ПЦУ недоумевают, почему вместо контролируемого и поддерживаемого государством очищения УПЦ от пророссийских элементов проводится грубая и малоэффективная зачистка легальной УПЦ МП как таковой.

Недоумение понятно, так как в итоге работа в одной из важнейших сфер национальной безопасности ведется неорганизованно, а ответственным структурам приходится хаотично искать и всерьез предлагать хоть какие-то способы решения задачи – от очевидных, но запоздалых, до откровенно противоречивых и неэффективных. Яркий пример этому можно увидеть в недавнем посте телеграм-канала Churcher, предположительно близкого к Украинской Греко-Католической Церкви.

Ссылаясь на неподтвержденную информацию от сотрудника одного из украинских ведомств (вероятно, СБУ) в телеграм-канале фактически расписали план экстренного изгнания УПЦ МП с территории Киево-Печерской Лавры до Пасхи 16 апреля. Тут вам и ускорение рассмотрения иска Национального заповедника «Киево-Печерская Лавра» к Свято-Успенскому мужскому монастырю УПЦ МП, непременно с положительным вердиктом (дело открыто 5 апреля и неспешно рассматривается Хозяйственным судом г. Киева, хотя Заповедник подал в полицию первое заявление о недопуске комиссии еще 30 марта), и снятие прописаных в Лавре монахов с регистрации, и последующий доступ Комиссии Министерства культуры и информационной политики на территорию Лавры «на плечах» полицейских для приема-передачи объектов, возвращаемых в пользование Заповедника. Намекается и на создание условий, в которых для сторонников УПЦ МП будет физически проблематично держать «внутреннюю осаду» лавры от представителей законного владельца – украинского государства.

Все это разумно и возможно, вот только количество противоречий явно свидетельствует о поспешности формирования этих предложений. Например, как отметили на самом телеграм-канале, Хозяйственный суд г. Киева уже назначил подготовительное заседание на 24 апреля – то есть все возможно, но до Пасхи решение по иску Заповедника и победное вхождение в Лавру Комиссии в сопровождении полиции маловероятны. То же с идеей физически осложнить пребывание в Лавре для сторонников церкви оккупанта – если бы это сейчас могло быть реализовано, каким образом ПЦУ смогла бы провести анонсированное Пасхальное богослужение в Успенском соборе? Кроме того, если лаврских монахов лишат постоянного места жительства, встает вопрос о том, не станет ли труднее отслеживать перемещения и деятельность этих 70-80 пророссийски настроенных мужчин, не имеющих практически никакой собственности, и куда они подадутся. По-видимому, те, кто придумывал этот план деоккупации, времени задаться данным вопросом не имели.

В тоже время активизация следствия и судебного преследования активистов УПЦ МП по уголовным статьям, также отмечавшаяся в посте, по-видимому, реализуется с прошлого воскресенья (возможно, поэтому телеграм-канал и решился дать ход анонимному инсайду). «Луженую глотку УПЦ» Викторию Кохановскую все-таки вызвали на допрос по делу настоятеля Лавры о разжигании межрелигозной розни настоятелем Лавры митр. Павлом (Лебедем), а священнослужителям, монахам и семинаристам УПЦ МП, проводящим массовые молебны на папертях лаврских храмов, в последние дни действительно стали вручать повестки на допросы по статье 179 УК Украины.

Еще один намек на реализацию описываемых в инсайде идей – призыв митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского ПЦУ Александра Драбинко к диалогу с договороспособными представителями проавтокефалистского крыла УПЦ МП. Отсюда действительно недалеко до организации очередных круглых столов и конференций, а также повышения их статуса с «междусобойчика» до действительно авторитетных мероприятий, на которых могут вырабатываться практически применимые решения.

Инсайдер из органов не оставил без внимания и очевидно «запущенные» медийную и внешнеполитическую составляющие процесса – мол, поддержка «духовной деоккупации» тут значительно запаздывает. А ведь информационное сопровождение того же снятия монахов с регистрации для зарубежной аудитории было бы крайне важно. И проблемы в этом отношении вряд ли можно преодолеть в течение недели.

Что это, если не очевидные меры по борьбе с российским влиянием, которые разумно было принять если не десять лет назад, то хотя бы в первые месяцы полномасштабной войны? Если бы эти действия были хотя бы продуманы заранее, не пришлось бы сейчас подгонять суды и следователей, объясняться с зарубежными партнерами постфактум – можно было бы минимизировать ошибки, а не осыпать врага такими «подарками». Впрочем, стоит ли удивляться, если мы вот уже почти три месяца не можем принять хоть какой-нибудь законопроект, который бы ограничил подрывную деятельность УПЦ и создал бы твердую опору для действий наших правоохранителей? Более того, по какой-то причине до декабря прошлого года данный вопрос Банковую не интересовал абсолютно.

И даже сквозь интерпретацию авторов телеграм-канала обида инсайдера на это обстоятельство заметна: сроки сжатые, органы власти и другие ведомства за многие годы не сделали очевидных вещей и не торопятся до сих пор, а от спецслужбы требуют побед на религиозном фронте прямо сейчас.

Такой подход больше соответствует ситуации глубокого кризиса в управлении, сиюминутных амбиций или личных интересов президента – но никак не ситуации угрозы безопасности государства (острую обиду, прихоть или всплеск властолюбия, которые возможны, учитывая взрывной характер Владимира Зеленского, исключаем, так как их должен сдерживать текущий состав Офиса Президента). У кого-то в рядах наших защитников даже могут появиться сомнения, не является ли искусственно раздутой необходимость ликвидации московского патриархата в Украине, тогда как технологии и специальные навыки сотрудников СБУ могли бы быть с большим эффектом применены на поле боя для скорейшего изгнания российского агрессора с украинской земли.

Кроме того, такой подход к использованию спецслужб выглядит как безразличие Владимира Зеленского к их работе, если не к вопросам национальной безопасности в целом. Пусть и для действительно благой цели, «срезать углы», совершать должностные преступления, когда система не нацелена на эффективность, при таком отношении тем более никому не хочется. Вероятно, поэтому, в некоторой степени отчаявшиеся сотрудники и идут на подобные утечки и инсайды. И такая демотивация элиты нашего народа – страшнее всего.