Около месяца назад мир облетели фотографии Лидии Ломиковской - 98-летней жительницы Очеретино (Донецкая область), которая пешком, под российскими бомбами вышла из захваченного оккупантами города.
Ее историю рассказало издание The New York Times. В конце апреля возле разрушенного дома Лидии Степановны появился российский солдат. Первое, что он сделал – застрелил собаку во дворе.
66-летняяневестка Ломиковской закричала: "Что ты наделал? Он меня защищал". На это оккупант ответил: "Теперь я защищу тебя".
"Лидия Ломиковская пережила организованный Сталиным голод, унесший миллионы жизней в 1930-х годах, а также немецкую оккупацию ее города Очеретино во время Второй мировой войны. Она сказала, что не знает, почему ее жизнь была окружена скорбью. Но когда война снова пришла на ее порог, она поняла, что не хочет жить под "защитой" России", – рассказывает ее историю NYT.
Когда вокруг города взрывались снаряды, женщина оказалась оторвана от своей семьи. Поэтому она решила идти пешком – одна. Часами, в одних тапочках, без еды и воды, она шла мимо тел погибших солдат, спотыкаясь о воронки от бомб, не зная, не станет ли ее следующий шаг последним.
"Я шла всю дорогу, и нигде никого не было, только выстрелы, и я думала, не в меня ли стреляют. Я шла, перекрестившись, и думала, если бы только эта война закончилась, если бы только все прекратилось", – рассказала Лидия в одном из интервью.
Но война не заканчивается, и непрекращающиеся атаки России в Донецкой области угрожают полумиллиону гражданских лиц, проживающих на подконтрольных Украине территориях, еще более интенсивными обстрелами.
Российские войска продвигаются медленно и кроваво. С каждым шагом вперед, очередной город, село или поселок неизменно остается в руинах.
"Это ужасно, это как ад, когда ты приезжаешь в населенный пункт, где все вокруг горит, где эти управляемые авиабомбы полностью уничтожили дома, многоэтажки, частные дома", – говорит 40-летний Павел Дяченко.
Он – полицейский из группы "Білі янголи", которая занимается эвакуацией гражданского населения из районов, подверженных наибольшему риску. В прошлом месяце группа спешила помочь 10-20 людям ежедневно в Донецкой области.
"Люди даже не имеют возможности ничего взять с собой – они берут только одну сумку с вещами или небольшой кошелек", – подчеркнул он.
На данный момент россияне в основном держат в осаде относительно небольшие села и городки, многие из которых уже почти опустели. Но по мере того, как линия фронта смещается, сотни тысяч гражданских лиц в городах и городках Донбасса, которые находятся под контролем Украины, нервно наблюдают за событиями.
В феврале украинские официальные лица заявили, что за время войны в Донецкой области погибло по меньшей мере 1 852 гражданских лица, еще 4 550 получили ранения. По данным местных властей, к 10 мая эта цифра выросла до 1 955 погибших и 4 885 раненых.
Эти цифры, скорее всего, значительно занижают общее количество погибших, говорят украинские чиновники, правозащитники и наблюдатели Организации Объединенных Наций. До сих пор не существует международно признанного учета гражданских лиц, погибших на территориях, находящихся под российской оккупацией.
Напомним, оккупанты на фронте перестреляли своих и выдали за "российских предателей".