Сколько принадлежит самому богатому музыканту планеты неизвестно. Но самый главный его актив – быть доверенным лицом Президента России Владимира Путина
Сергей Ролдугин – друг президента России Владимира Путина и крестный отец его старшей дочери Марии. Основатель Фонда «Талант и успех» (2014), попечительский совет которого возглавляет Владимир Путин, президиум попечительского совета – помощник президента Андрей Фурсенко, а руководитель «Таланта и успеха» Елена Шмелева – одна из трёх сопредседателей избирательного штаба Путина на последних выборах президента. О Сергее Ролдугине мир узнал не так давно и не за счёт виртуозности в музыке, а за счёт отточенности схем по выводу коррупционных средств из России из которых финансируются многие политические кризисы на двух Американских континентах. Именно он стал самым неожиданным фигурантом «Панамского досье». Но если по истечению двух лет мир забыл о большинстве фигурантов, то имя Ролдугина снова в топе мировых антикоррупционных органов мира.
Плохие связи
В настоящее время друга Путина подозревают в причастности к экономическим преступлениям. Панамская прокуратура вновь заинтересовалась офшорами виолончелиста Ролдугина. В конце 2018-го интерес прокуратуры Панамы вызвала компания Internatiomal Media Overseas S.A., которой владеет музыкант Сергей Ролдугин. Примечательно, что в документах фигурирует слово «коррупция».
Впервые о компании заговорили в 2016 году, когда одно из подразделений прокуратуры Панамы, которое специализируется на борьбе с организованной преступностью, начало расследование, а данные о расследовании попали в документы панамского регистратора офшоров Mossack Fonseca, которые удалось получить Международному консорциуму журналистов-расследователей (
По данным панамской прокуратуры, через компании Ролдугина продолжают проходить миллиарды долларов сомнительного происхождения. В российских и панамских СМИ предполагают, что Ролдугин является доверенным лицом и тайным казначеем (хранителем активов) президента России Владимира Путина. Сам Путин пробовал публично дистанцироваться от Ролдугина, заявляя, что его друг занимается благотворительностью, а он сам к фигурирующим в расследовании суммам не имеет никакого отношения.
Кстати, после того, как всплыла информация панамского регистратора Mossack Fonseca, через который участники «досье» и регистрировали свои офшорные фирмы, последний уже на следующий день после публикации регистратор отправил «отчет о подозрительной деятельности» по поводу компании Sonnette Overseas, также принадлежащей Сергею Ролдугину, в Агентство финансовых расследований Британских Виргинских островов.
Согласно данным отчета, компания Ролдугина получала «займы»-пожертвования от крупных российских бизнесменов. К примеру, в июле 2007 года Sonnette Overseas получила в долг от другой офшорной структуры, Levens Trading, $6 млн под 2% годовых
В сформированном Mossack Fonseca отчете о подозрительной деятельности содержалось множество таких примеров. Вообще, подобный отчет банки, регистраторы и юридические компании обязаны направлять в правоохранительные органы, если у них возникают сомнения по поводу деятельности своих клиентов и источников происхождения их средств. Но в регистраторе почему-то не задумывались о появлении миллионов долларов буквально из воздуха, пока не произошла утечка данных.
«В случае с Mossack Fonseca такая поспешность в исполнении своих обязанностей выглядит сомнительно. К примеру, в качестве основания для отправки отчета в отношении компании Ролдугина была указана (дословно) «коррупция». «В статьях мы обнаружили информацию о том, что Сергей Ролдугин… упомянут как друг Владимира Путина, президента Российской Федерации, и крестный отец его старшей дочери», – говорилось в отчете. Панамский регистратор делал вид, что только из публикаций журналистов 3 апреля узнал о дружбе президента России с виолончелистом, хотя эта информация была известна давно и не скрывалась ни Путиным, ни самим Ролдугиным», – отмечает «НГ».
Вскоре к расследованию, ведущемуся на Британских Виргинских островах, прибавилось еще одно, инициированное правоохранителями Панамы – 21 декабря 2016 года в офис Mossack Fonseca пришел запрос из подразделения прокуратуры Панамы, которое занимается борьбой с организованной преступностью. В этом запросе прокурор просил предоставить все имеющиеся документы на компанию Internatiomal Media Overseas S.A. (IMO), чтобы включить их в материалы расследования по подозрению в экономическом преступлении.
Именно через IMO проходили все странные сделки с акциями крупнейших госкомпаний России. Эксперты полагают, что указанных сделок в действительности не было, а контракты подписывались только для того, чтобы обеспечить документальное подтверждение легального происхождения средств. В пользу этой версии говорит и тот факт, что некоторые договоры, судя по переписке сотрудников Mossack Fonseca, закрывались задним числом.
Третья рука Путина
В России Сергей Ролдугин работает через Фонд «Таланты и успех». Через него проходят огромные суммы от региональной элиты в пользу благотворительного фонда. Причём вклады весьма специфические. Например, в марте 2019 года фонду виолончелиста Ролдугина бесплатно достались 435 метров сочинских пляжей в Имеретинской низменности в Сочи, которые передало ему Законодательное собрание Краснодарского края.
Сергей Ролдугин
Инициативу передачи территории внес на рассмотрение ЗСК сам губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. «Учитывая, что образовательный фонд «Талант и успех» является унитарной некоммерческой нетиповой образовательной организацией, созданной в форме фонда, его деятельность направлена на выявление и поддержку несовершеннолетних лиц, проявивших выдающиеся способности <…> предлагается заключить с фондом договор безвозмездного пользования краевым недвижимым имуществом», — говорится в пояснительной записке губернатора.
В конце 2018 года в рамках нацпроекта «Образование» фонду предстоит создать центры выявления вундеркиндов в 35 регионах. На всё это ему из бюджета выделено 6,3 млрд рублей. До этого в 2015–2018 годах ему выделялись субсидии по линии Минспорта, Минкультуры и Минобразования. Согласно отчетам в Минюст, в 2015 году при своем открытии фонд израсходовал 9,76 млрд рублей(почти вся сумма – негосударственные расходы). Траты в фонде объясняли строительством помещений и закупкой оборудования. В 2016 году расходы снизились до 2,44 млрд рублей, а в 2017 году повысились до 6,28 млрд рублей.
Международный проект sanctions2020.com включ